Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Можно ли жениться на искусственном интеллекте? "Идору" - вторая часть "трилогии Моста" Уильяма Гибсона

Уильям Гибсон хорош в любую погоду ) Даже когда эта самая погода не очень-то радует. Вот вроде бы лето в разгаре (во всяком случае, по календарю), а нашей деревне Гадюкино уже вторую неделю сплошные дожди, и как минимум неделю еще такого счастья. Только и остается, что попивать чаек и читать хорошие книги. «Трилогию моста» одного из отцов-основателей киберпанка я открыл для себя только в этом году, и открытие это было очень приятным. Несмотря на то, что по сравнению с «Муравейником» и в первой книге трилогии, «Виртуальный свет», и во второй, «Идору», которой и посвящена эта статья, гораздо меньше «кибер» составляющей, все равно это полноценный Уильям Гибсон, талантливый писатель и, да простится мне корявое заезженное слово, визионер. Хотя действие «Идору» разворачивается в том же мире, что и в первой книге трилогии, сюжетно они между собой практически не связаны. Райделл, главный герой «Виртуального света», появляется в «Идору» практически исключительно в качестве связующего звена, ч

Уильям Гибсон хорош в любую погоду ) Даже когда эта самая погода не очень-то радует. Вот вроде бы лето в разгаре (во всяком случае, по календарю), а нашей деревне Гадюкино уже вторую неделю сплошные дожди, и как минимум неделю еще такого счастья. Только и остается, что попивать чаек и читать хорошие книги.

«Трилогию моста» одного из отцов-основателей киберпанка я открыл для себя только в этом году, и открытие это было очень приятным. Несмотря на то, что по сравнению с «Муравейником» и в первой книге трилогии, «Виртуальный свет», и во второй, «Идору», которой и посвящена эта статья, гораздо меньше «кибер» составляющей, все равно это полноценный Уильям Гибсон, талантливый писатель и, да простится мне корявое заезженное слово, визионер.

Хотя действие «Идору» разворачивается в том же мире, что и в первой книге трилогии, сюжетно они между собой практически не связаны. Райделл, главный герой «Виртуального света», появляется в «Идору» практически исключительно в качестве связующего звена, чтобы у читателя не возникало сомнений, что он все там же, в том же мире.

Искусственный интеллект, отображение реальных людей в виртуальном пространстве, дома, выращиваемые наноассемблерами — сейчас этими темами никого особо не удивишь, но Гибсон-то все это описывал почти тридцать лет назад, да так, что его романы отнюдь не выглядят «ламповыми» анахронизмами. Из Калифорнии с Золотым Мостом, превращенным в бидонвиль мы вместе с героями переносимся в Японию, страну будущего даже по меркам гибсоновских книг. Вообще я обратил внимание, что Гибсон очень много внимание уделяет Японии, которая на инерции уже шедшего на убыль «экономического чуда» в конце восьмидесятых-начале девяностых активно инвестировала (не сама Япония как государство, конечно, а ее крупный бизнес) в США.

-2

В отличие от первой части в которой читатель практически с первых же страниц проваливается в водоворот головокружительных событий, в «Идору» повествование разворачивается неторопливо, постепенно набирая обороты. И конечно же, Гибсон как никто другой умеет совершенно мимолетными мазками нарисовать картину изменившегося мира. Вот «тэззи» (то есть тасманиец), воевавший в Гражданской войне за южан — и читатель уже сам понимает, что речь идет вовсе не о той войне, в которой была битва при Геттисберге. А вот одна из героинь (второстепенных, но все же. Внимание: спойлер!) родом из Мехико страдает от «энвиронментального синдрома», и мы понимаем, что все проблемы Мехико (гигантского мегаполиса с убитой экологией) никуда не делись в будущем, а стали только хуже… И таких почти случайных подробностей, из которых выстраивается общая цельная картина, в романе множество.

Можно ли сочетаться браком с искусственным интеллектом? И как определить грань между очень «умной» программой и реальным интеллектом (пусть и электронным), обладающим самосознанием? Это только один из глубоких вопросов, которые затрагивает Гибсон в «Идору», правда опять-таки лишь полунамеками, не вдаваясь в детали наподобие «теста на эмпатию» из великого романа Филипа Дика. Но мне уже хочется начать читать завершающую книгу трилогии — интересно, куда на тот раз свернет фантазия автора?

-3

P.S. Я не забыл о своем обещании сделать «месяц продолжений» - вторая часть трилогии Стросса о «Прачечной» уже почти дочитана, и статья выйдет в ближайшие дни, а вскоре настанет и очередь «Трилогии сдвигов» Тима Пауэрса, опять-таки с второй частью. Ну а если вы пропустили мою статьи о первых частях, то прочитать их можно тут: