Здравствуйте, читатели! 30-го июля прошел День Военно-морского Флота России и по телевидению показали некоторые советские фильмы о военных моряках. Я видела только "Адмирала Ушакова" 1953 г., неувядаемо прекрасную картину, но, надеюсь, их было больше.
Решила посмотреть к празднику менее известные фильмы, до которых прежде не доходили руки, и каждый из них меня несколько озадачил. Делюсь впечатлениями.
"Севастополь" 1970 г.
Февраль 1917 г. Балтика. Ораниенбаум (теперь - Ломоносов). В городе восстание солдатского гарнизона. Школа прапорщиков, полтораста юнкеров, полтораста матросов, учебное начальство, закрылась и держит нейтралитет. Её обитатели чувствуют себя как в осаде.
Юнкера закончили курс, предвкушали погоны на плечах, обеспеченную жизнь, овеянную дымкой романтики морскую службу, а с этой заварухой все стало непонятно. Многие из них - призванные в армию студенты. В университете проклинали царизм, имели столкновения с жандармами, сочувствовали революции, но слухи-то ходят о грабежах, беспорядках. И еще сказывается глухое соперничество армии и флота.
"Юнкера недоуменно волновались. Почему не принимают до сих пор никаких мер? Взбунтовались, очевидно, все пулеметные полки, находившиеся в городе, — до десятка тысяч маршевого, недисциплинированного, полуголодного сброда, давно уже ненадежного и косо посматривавшего из-под своих грязных папах на офицеров, даже на опрятных и сытых матросов. Такие, захватив арсенал, могли разнести в щепки не только лавчонки, но и весь город". (А.Г. Малышкин "Севастополь").
Неуверенная речь генерала, призывающего к верности правительству, из которой ясно непрочное положение императора. Самое страшное - ночные караулы. А вдруг бунтовщики пойдут на приступ школы? Как же тогда? Стрелять по своим? А если не стрелять - растерзают! Такими сомнениями мучается большинство, среди которых и бывший студент-филолог, без пяти минут прапорщик, Сергей Шелехов.
И вот наступает та страшная ночь, когда на шеренгу юнкеров движется с песнями толпа солдат и гражданских. Дрожащие пальцы легли на курки, раскрыл рот, чтобы отдать команду взводный, бледный мальчишка-прапорщик, а на перед дулом маячит какая-то пожилая, толстая, плачущая слезами умиления барыня.
И в последний момент неожиданно приходит освобождение: выбегает на крыльцо в расстегнутой шинели полковник:
— Прапорщик, прапорщик, что вы делаете! Взвод, назад! Отставить винтовки… В помещение! Командуйте же, прапорщик…
Оказывается, распоряжения генерала отстали от жизни: самодержавие свергнуто, власть перешла к Временному комитету Государственной Думы, можно играть запрещенную раньше "Марсельезу" и обниматься с толпой. Все пойдет своим чередом, только производить в офицеры будет военный министр.
С назначением Шелехову повезло: юг, Черное море, роскошный город Севастополь, кофейни, кино, Приморский бульвар, прелестные барышни. Однако скептичный однокашник шепчет: " В Кронштадте уже резали; там все прошло, понимаешь? Теперь они выдохлись, — что было, уже не будет. А в Севастополе все впереди, все впереди, понял? Это пока честь отдают и все прочее."
Если заглянуть в биографию писателя Александра Георгиевича Малышкина, становится ясно, что главный герой его повести отражает судьбу, мысли и переживания самого автора, современника революций, участника Гражданской войны.
Что удивило? Ощущение сумрачного, опасного праздника. Какие революционные демонстрации мы привыкли видеть в советском кино? Открытые уверенные лица солдат, рабочих, сочувствующей интеллигенции. Растяжки революционных лозунгов, красные знамена, дружный шаг шеренг. А тут: мрачная ночь, расхристанная толпа, залихватская гармошка, подожженные царские портреты в руках, пляшущая толстая баба, кричащая, что настала Пасха.
Главный герой так и пребывает в сомнениях, вступая в ряды борцов с контрреволюцией только оттого, что не хочет возврата к старому. К новому его отношение остается смутным. И к офицерам тянет - старая же мечта: влиться в их ряды, и матросов бы возглавить и куда-то вести. Вот только куда? Больше всего хочется сбежать во внезапную любовь. Там, по-крайней мере, ясно чего добиваться, но на деле тоже длится мучительная неопределенность.
В книге резкость подачи материала еще сильнее. Например, писатель часто возвращается к кровавой репутации Кронштадского восстания марта 1917 года, благодаря которой, к матросам, по словам автора, само население Петрограда относилось с большой опаской.
В общем, если хотите узнать непредвзятый взгляд современника событий, по-моему, - самое подходящее чтение. Хочу отметить, что никаких репрессий за столь независимый взгляд, Малышкин не претерпел. Признанный советский писатель, хотя и не из первых рядов классиков.
Фильм критикуют за невыразительность и фрагментарность. Последняя, на мой взгляд, пытается передать неразбериху в состоянии общества, а с "невыразительностью" вообще не могу согласиться.
Интересные ракурсы камеры. Отчетливые актерские работы Геннадия Королькова (Сергей Шелехов), Сергея Курилова (добрейший старший офицер Лобович), Льва Дурова (пронырливый зауряд-прапорщик Маркуша), Геннадия Зиновьева (жесткий, но сыгранный с определенным достоинством адмирал Колчак). Разве что Евгения Уралова, по-моему, не тянет на роковую женщину.
В остальных ролях: Владимир Дальский (капитан 2-го ранга Мангалов), Станислав Чекан (боцман), Владимир Васильев (матрос Фастовец), Владимир Мащенко (мичман Винцент), Владимир Маренков (матрос-большевик Зинченко) и другие.
"Четвертый перископ" 1939 г.
Конец 30-х годов. На вокзал неназванного приморского города прибывает поезд. С него сходят военный средних лет и седая женщина постарше. К ней, игнорируя сухопутного командира, подлетает бравый матрос и рапортует, что послан навстречу, поскольку оба ее сына, командиры-краснофлотцы Георгий и Владимир Крайневы , заняты на службе. Говоря о них, мать просто расцветает.
Все отправляются в гавань. Там на воде гордо застыли военные корабли, а на берегу стайкой собрались мальчишки. Армейский командир интересуется у сопровождающего, сигнальщика Демичева, чем вызван ажиотаж. Оказывается, в ожидании кумира, собрались поклонники миноносца "Отважный". На вопрос , чем знаменит корабль, матрос загадочно отвечает: "Подождите, может сами увидите!" В разговоре выясняется, что комиссар Зотов прибыл получать назначение во флот.
Между тем, скромно, на моторке прибывает навстречу матери старший сын - Георгий, командир подлодки "Спрут". Едва родственники успели обняться, под вой сирены на полном ходу в гавань влетает и эффектно швартуется "Отважный" под командованием Владимира. Вот чего ждали пацаны! Крайнев-младший, пожав руку брату, смерив взглядом незнакомца и поцеловав мать, тащит родных на отведенную ей квартиру.
Там между дисциплинированным Георгием и лихачом-Владимиром завязывается спор об отношении к службе. Младший пытается отвязаться, декламируя "Онегина", но не выдерживает упреков в том, что мог бы день не форсить, поберечь нервы матери и сам обвиняет старшего в молчалинской умеренности и аккуратности.
Скоро ценность убеждений молодых командиров будет проверена во время морских маневров, которые хочет использовать одна иностранная разведка. В картине много толстых намеков: раз иностранное судно прикидывается норвежской рыболовной шхуной "Трольд" - дело происходит на Балтике, а уж гитлеровская прическа и усики ее пухлого хозяина, явно подсказывают, чья же это разведка.
Тем кто сомневается, что Советский Союз готовился к нападению, достаточно посмотреть этот фильм. В нем открыто говорится, что страна накануне большой войны, а демонстрируемые корабли, подлодки и глубоководные работы организации "ЭПРОН" внушают гордость. Все это было создано за какие-то 15 лет после Гражданской войны. Конечно, во время подводных съемок, на экране присутствуют макеты, но, надводные - предельно реалистичны.
Первый самостоятельный фильм режиссера Виктора Владиславовича Эйсымонта ("Подруги" 1935 г., "Жила-была девочка" 1944 г., "Судьба барабанщика" 1955 г.) получился увлекательной приключенческой лентой. При всей моей предвзятости к картинам 30-40-х годов (уж очень они, в большинстве, однозначные и предсказуемые), противостоящие стороны разыгрывают в "Четвертом перископе" интересные комбинации.
Иногда режут слух неуместные фразы как "Долой поджигателей войны! Да здравствует коммунизм!" - выкрикнутое кем-то из команды при известии о гибели Демичева, и, вряд ли реалистичное : "Наши папиросы курят во всем мире" (так уж и курили их нацисты в 1939 г. !). Впрочем, таких моментов мало.
Очень естественно исполняет роль вспыльчивого, прямого, не очень владеющего словом и немного замкнутого Владимира, Борис Блинов. Талантливый артист за 9 лет работы участвовал в съемках 19 фильмов и - нелепая смерть в 1943 году в Алма-Ате. Во время войны, в эвакуации , умереть молодым от тифа! Вот уж не угадаешь, где тебя достанет судьба!
Также снимались: Владимир Честноков (Григорий Крайнев), Мария Домашёва (мать братьев Крайневых), Константин Нассонов (комиссар Зотов), Владимир Лукин (Алексей Демичев), Сергей Морщихин (командующий, флагман-адмирал), Лев Шостак (лейтенант Шнеерсон) и другие актеры.
В картине приличное качество изображения, но, к сожалению, звуковая дорожка пострадала от времени. О том же, что здесь меня удивило, скажу заодно в отзыве к третьему фильму. Причина все равно общая.
"Право на выстрел" 1981 г.
Дальневосточная морская граница СССР. По темному подводному миру плывёт аквалангист. Это шпион. Скоро его должны забрать свои. В эфире летают их шифровки по поводу готовящейся операции.
В это время № 024, пограничный сторожевой корабль под командованием капитан-лейтенанта Никитина (Владимир Ивашов), выходит в квадрат 13-11. Там нашим рыбоинспекционным судном задержана японская шхуна "Мики-18" по подозрению в браконьерстве.
Никитина послали разобраться: краба нашего ловят японцы или ещё что-то похуже задумали? К сожалению, подобные вещи легче заметить, чем доказать. В отсутствие веских улик "международная общественность", инспирированная разведками "свободного мира" поднимет визг и вой о том, что агрессивный советский Мордор захватил бедных честных рыбаков.
Еще не остывший от приключений капитан рыбоинспекционного корабля Иванов (Александр Январёв) с азартом рассказывает Никитину как задерживали японцев, но подошедший помощник капитана со сторожевого корабля Крымов высокомерно обзывает его "валенком". При задержании не изолирован шкипер, отсутствуют промысловый журнал и лента эхолота. Место предполагаемого промысла, где злоумышленники обрубили сеть, тоже определено приблизительно.
Иванов возмущается, что тут разворачивались действия, чуть ли не боевые, а не просто японцы подняли лапки и позволили делать с ними все, что угодно. Крымов (Александр Мартынов) нажимает на то, что доказательств никаких. Японцы стоят на том, что найденного на борту краба ловили в нейтральных водах, а к нам зашли пополнить запасы пресной воды.
Прямого сопротивления не было: ну уходили на большой скорости, лавировали, в трюме закрылись, мотор и эхолот у них мощные, - все это к делу не пришьешь. Надо извиняться и отпускать, и воды дать, только пусть извиняется тот, кто задерживал. Оскорбленный Иванов отказывается расшаркиваться перед неуличенными ворами. Крымов напоминает, что, если задержка шхуны спустя 24 часа не будет законно мотивирована, зарубежные СМИ раздуют конфликт, компрометирующий репутацию нашего государства, и всех причастных по головке не погладят.
Выслушав обе стороны, капитан-лейтенант Никитин принимает решение задержать подозрительную шхуну и передать дознавателям погранвойск КГБ в надежде, что те за 24 часа расколют японцев. Крымов, ожидающий назначения в командиры, зондирует состояние дел с продвижением приказа пока инициативный начальник не испортил ему репутацию, но, волей-неволей, ему придется участовать в завязывающейся истории.
Между тем в приграничных водах появляется шхуна "Киёси". Ее капитан, Синдо, по прозвищу "Композитор", имеет привычку прохаживаться на своем судне по краю дозволенного, включая пограничникам вальс "На сопках Манчьжурии" и приветствуя их поклонами команды. Никитин предполагает, что действия "Мики-18" и "Киёси" взаимосвязаны.
Опять перед нами конфликт законопослушного и нарушающего правила моряков в лице Никитина и Крымова. Только, если в 1939 г. командир подлодки мотивировал свою осторожность заботой о подчиненных, то в 80-е ревнителя дисциплины показывают карьеристом.
Однако, независимо от мотиваций, Никитин в своей операции по заманиванию противника нарушает два приказа руководства: преследование нарушителя и сопровождение иностранных судов, укрывающихся от шторма в нашей бухте. Я, конечно, рада, что наши победили, но почему и в 1939 г. и в 1981 г. для того, чтобы выиграть надо обязательно нарушать? А там или результат оправдает, или получишь по шапке в той или иной форме. Как там благоговейно говорил старшина Васьков? "А Устав для солдата...". Почему же о флоте показывают сюжеты, где все наоборот?
Вообще, конечно, фильм гораздо жестче предыдущего в том плане, что настоящими защитниками интересов страны показаны только "маленькие люди": капитан-лейтенант Никитин, девушка-дознаватель, пытающаяся делать свою работу. Оба они испытывают давление сверху.
Актриса Регина Разума хорошо вписалась в роль. Ее холодная невозмутимость и логика в поединке со шкипером и радистом "Мики-18" впечатляют. Оба японца переходят от вежливого подобострастия к наглому, оскорбительному тону, а на лице девушки не отражается ничего.
Мужественный Владимир Ивашов которому очень идет форма, играет человека долга без пафоса: " Помощник..., в чем дело?!" "И ищите его, ищите хорошенько. - Кого? - Да ты что, они же пловца на борт подняли! Ну, давай." Харизматичный "плохиш" Талгат Нигматулин - в роли умного и решительного противника: "Киёси видела и не такое. Я расколю их пополам!" Проигрывать он тоже умеет достойно (Никитин: "Синдо, почему не слышу музыки?". Синдо, улыбаясь, разводит руками).
Великолепная музыка композитора Евгения Крылатова. Красивые виды побережья острова Шикотан, где, пока люди выясняют свои сложные отношения, естественно и независимо протекает жизнь тюленей, гагар, чаек и других морских обитателей. Жаль, что качество изображения в картине оставляет желать лучшего.
В съемках также принимали участие: Болот Бейшенлиев (шкипер "Мики-18"), Юрий Майнагашев (радист "Мики-18"), Александр Яковлев (майор погранвойск КГБ), Виктор Лоренц (Чиф), Олег Ли (телеграфист "Киёси"), Александр Черкасов (штурман пограничного корабля) и другие актеры.
Мой обзор на сегодня закончен. Надеюсь, у вас возникнет желание самим составить мнение о предложенных фильмах. Предыдущая подборка картин про моряков: "Когда усталая подлодка из глубины идет домой": 3 остросюжетных советских фильма о моряках-подводниках".