Найти тему
Об аутизме изнутри

Нелегкое это дело - перемены.

Доброй Вам ночи, уважаемые подписчики и читатели моих зарисовок о мальчике с РАС.

Когда я писала одну из предыдущих статей и делилась мыслями о предстоящей учебе Захара в новом классе, я уже взращивала в себе идею о занятиях сына, которые могут принести пользу для его будущего.

Поскольку активные игры (футбол и всё, с мячом связанное) особо Захарку не привлекают - сын достаточно быстро пресыщается и отвлекается на качели или песочницу - я, случайно узнав о педагоге, занимающейся в индивидуальном порядке с детьми с аутизмом вокалом и взвесив Захаркины симпатии к песням и мелодиям, договорилась с музыкантом о встрече.

Каждый ест блины как ему лучше)))
Каждый ест блины как ему лучше)))

Сын вообще много уже пробовал, но всё как-то без энтузиазма:

- иппотерапия была. Пока занятия проходили в конюшне, располагавшейся в черте города, мы зубы сжимали, но ездили. Не могу сказать, что Захар прямо вот пищал от восторга при виде лошади и инструктора, но занимался хорошо чаще, чем проявлял нежелательное поведение. Сын как-то достаточно прохладно воспринимал занятия, гладить лошадку, а тем паче кормить пугался и отказывался, пока не увидел, как Маша кормит и гладит лошадь.

Иппотерапия - удовольствие не из дешевых, особенно стало быть таковым, когда занятия наши переехали в одну из деревень, куда такси в одну сторону стоило по тем временам около 300 рублей. Автобусы ходили туда с перебоями и перерывами, а зимой мне с двумя детьми своим ходом добираться было, конечно, очень сложно. Однажды мы до чего на остановке простояли, замерзли, такси к нам попросту не поехало. Нас подвезла молодая пара до въезда в город, они-то и рассказали, что если попасть в обеденный перерыв, то и не уедешь из деревни совсем. Как человеку, насмотревшемуся страшилок по ТВ и в интернете, мне было непросто и страшновато садиться с детьми в машину к незнакомым людям, но еще страшнее было вероятное ожидание неопределенного временного характера на остановке среди леса с двумя карапузами, учитывая неумение ждать у старшего.

В общем, когда наступило лето, Захар мне сказал: "Мама, не хочу на занятия". Мне даже полегчало как-то, поскольку сама я вряд ли решилась бы отменить иппотерапию, а момент с доставкой сына к лошадям становился всё сложнее и сложнее.

- песочная студия. Мы, если память меня не подводит, как узнали о диагнозе ребенка, так и стали посещать эти занятия. Студия востребована, ребят ходит много, занятия в индивидуальном порядке. Получается, около 4 лет Захар уже там занимается. Этим летом заартачился однажды - не хочу в песок, и всё. Съездили в итоге на занятие, потом попросились в отпуск на лето. Не знаю, осенью пойдет сын "в песок" или перерос, может, он, или надоело - всё же приедается.

- бассейн. Вот об этой штуке я до сих пор жалею, что давно не ходим. Начали мы с обычной группы, но сын так шумно плавает, что и инструктору не дозваться ни до кого было, и кроме моего никого вообще слышно не было. Потом я узнала о коррекционной группе, куда мы и направились. Тот же бассейн, только включенный в обучение плаванию детей с нарушениями развития инструктор, и соответственно похожие ребята рядом. Прижились. Года два отходили, сын научился нырять как поплавок (только попка сверху торчала), а плавать никак не хотел учиться.

Потом стряслась пандемия, потом мы переехали в противоположный район города, и теперь нам никак в бассейн не начать ходить. Только соберусь справки оформлять - кто-то заболевает. Хотя тут первый школьный год вообще для меня имел свойство наблюдательно-показательное.

- и вот теперь добрались до пения. Педагог сразу уточнила, испытывает ли ребенок интерес к музыке и песням. На что я ответила, что еще как испытывает. Захар быстро запоминает и текст песни, и мелодию потом может худо-бедно, но вполне понятно воспроизвести.

В плане территориальной близости к нашему району нам опять не повезло, но не это главное. Главное, что Захар почти не кричал в микрофон и исправно следовал инструкциям преподавателя. Она похвалила и память Захара, потому что незнакомые песни сын почти сразу начинал понемногу повторять, и послушность мальчика. Пел, конечно, тихо (как и стихи, и вообще тексты читает и рассказывает), но в ноты попадал, кое-где даже неплохо интонационно обыгрывал.

К сожалению, в полной мере оценить реакцию сына на новое занятие мне не удалось, поскольку по окончании оного нам пришлось быстро-быстро ехать встречать мою маму и племянника. А Захарка по приезде домой, кое-как переодевшись и намыв руки, забрался с носом под плед и лежал, пока не отдохнул и не восстановил силы. Возможно, если бы не наши гости в то утро, сын чувствовал бы себя немного бодрее, но утром на мой вопрос после занятия: "Захар, тебе понравилось петь?" сын ответил: "Да". А вот в дневное время, когда я спросила, будем ли мы ездить еще петь, Захар уже ответил со вздохом: "Нет, я уже устал".

Но на следующий день (мы же не привыкли сдаваться и отступать) Захар согласился через неделю поехать петь.

Сама толком не понимаю, нужно ли оно и если да, то зачем, но в нашей ситуации, мне чутье подсказывает, лучше действие, чем отсутствие такового. А вдруг выгорит? Если же нет, пойдем на фортепиано играть или рисовать, кстати.

А вот перемены на самом деле Захара не сильно-то и пугают, только вот очень утомляют. Мальчишка тянется ко всему новому, но справляться с эмоциями и впечатлениями пока не умеет. Но маршруты с люками - это, пожалуйста, без перемен. Дорога с люками должна остаться неизменной))).

Хороших новостей Вам и перемен к лучшему!