Найти тему
Крым - рай

ЧЕЛОВЕК ЛЮБВИ

Сегодня - Ильин день. Православный праздник, День ВДВ. А для меня - еще и повод вспомнить человека, без которого я просто не состоялась бы. Ни в одной из своих ипостасей.

Почти четыре десятилетия, практически половину жизни отдал «Евпаторийской здравнице» её легендарный экс-редактор, заслуженный журналист Республики Крым Илья МЕЛЬНИКОВ.

«По закону сохранения энергии тепло человечес­кой души не исчезает в никуда. Оно преобразуется в любовь и доброту, которые помогают существовать всем нам». «Уметь любить — значит уметь жить для другого». «Западная культура — это культура логики и разума, культура российская — культура сердца». «Бог испытывает тех, кого любит». «Кому больше дано, с того больше и спросится». Бывает так: шагая вверх по подобным ступеням познания, самостоятельно откры­вая и осмысливая простоту вечных истин, мы однажды вдруг оглядываемся вокруг и с радостным изумлени­ем обнаруживаем рядом давно и хорошо знакомых не­знакомцев — людей, уже достигших (вопреки превратностям судьбы или благодаря им?) безуспешно иско­мого многими единства личностной Гармонии.

…ПОЧТИ первыми и са­мыми главными сло­вами маленького смышле­ного довоенного мальчиш­ки были: «Я сам!» Семья, в которой было два сына, жила в Луцке — на границе, у самого Буга. С первыми взорвавшими тишину лет­ней ночи орудийными зал­пами и взрывами бомб отец, работник НКВД, по­нял, что началась война, но, спешно собираясь по вызо­ву вестового, успокоил жену: «Не волнуйся, похо­же, это маневры. Вас выве­зут из города, думаю, на три дня». Что взяли с собой на эти три дня, с тем и уеха­ли — на всю войну. На то­варняках, на перекладных, как придется, стремилась молодая женщина увезти своих пацанов поглубже в тыл, упорно добиралась че­рез полыхающую огромную страну к родителям на Кав­каз. А в сорок втором году, сразу после рождения тре­тьего сына, пришла «похо­ронка». Так восьмилетний Илья оказался старшим мужчиной в семье.

Да, вместе с миллиона­ми соотечественников пух­ли от голода. Да, от неми­нуемой смерти спас слег­шую уже учительницу рус­ского языка и ее сыновей случайно зашедший в дом председатель колхоза — до последних дней помнил Илья Борисович Мельников вкус тех, срочно принесенных молока и хлеба... Но что может истощить силы жен­щины, если черпает она их — из любви и сердечного тепла? Выйдя уже после войны снова замуж за че­ловека, у которого было своих четверо детей, Ольга Фе­доровна всех подняла на ноги, всех постаралась вы­вести в люди. А главное — сумела научить чему-то важному, более нужному...

ВОТ ПИСЬМО, написан­ное многогранно и все­сторонне образованным человеком Николаем Бо­рисовичем: «Мой старший брат Илья был удивительным сыном. Мама говори­ла, что за всю жизнь он не доставил ей ни одной не­приятной минуты. Он все­гда был лучшим учеником школы и окончил ее с золо­той медалью, помощником в доме — на нем держалось все хозяйство. Мне он за­менил погибшего на фрон­те отца.

Помню такой случай. Мы жили на берегу Сиваша в деревне Хейрус. Я был со­всем маленьким, мне было всего пять лет, а Илюше — тринадцать. Его направили в пионерский лагерь, кото­рый находился в 50 кило­метрах от нашей деревни, в селе Аблеш. Я очень ску­чал по старшему брату, с нетерпением ждал, когда же он приедет. Перед его возвращением из лагеря на протяжении нескольких дней я выходил на дорогу и с раннего утра, с рассвета до самого заката солнца ждал Илью. И вот, наконец, вижу — он идет. У него на плече палка, а на ней узе­лок. Это было большое счастье: брат дома! А в узелке оказались яблоки, которые я тогда впервые в своей жизни увидел. В ла­гере детям иногда давали яблоки, а Илья их не ел, собирал и привез домой в качестве подарка. Сегодня этим никого не удивишь, а в то время в Крыму был голод.

-2

После школы Илья по­ступил в летное училище, которое готовило штурманов морской авиации. Во время учебы в училище всю свою стипендию брат присылал маме. Это помо­гало нам выжить. Он все­гда был трогательно заботливым. Можно много при­вести примеров, когда Илюша, сам еще будучи ребенком, экономил на себе, заботясь о нас. Я всегда гордился своим братом. Он для меня на всю жизнь стал символом порядочности, истинной интеллигентности, нео­быкновенной работоспо­собности, энциклопедичности. И сегодня, когда со мной советуются многие люди, опираясь на мой жизненный опыт, я сам ча­сто испытываю потреб­ность в бесценной консультации Ильи. Может по­казаться невероятным, но ни разу не было случая, чтобы я не получил от него исчерпывающего ответа на мой вопрос, каким бы сложным он ни был.

В день юбилея я хочу по­желать моему дорогому брату еще долгих и счастливых лет жизни. Ты мне всегда нужен, Илья, я тебя очень люблю!»

-3

ВСЕ-ТАКИ верно это: мы значим на земле лишь то, что скажут о нас другие... Правда, иногда мне­ния парадоксальностью своей заставляют крепко призадумываться. Как, к примеру, назвать «челове­ком нереализованных возможностей» того, кто мно­го лет откровенно счастлив в призвании?

По стопам отца Илья хо­тел стать военным, но был вынужден уйти с последне­го курса летного училища — обнаружились неполадки в вестибулярном аппарате. Можно представить, какой это был бы блестящий офи­цер — вдохновенный, ро­мантичный, с кодексом че­сти в крови... Однако порой Всевышний позволяет себе вмешиваться в людской вы­бор. Ведь не по годам от­ветственный пятиклассник во времена нехватки педа­гогов спокойно заменял маму в школе, частенько самостоятельно проводил все уроки у малышей. Ведь в шестом классе появились первые публикации юного корреспондента в прессе, и не просто заметки — целые фельетоны в стихах! Была газета и в летном училище — настоящая, печатавшая­ся в типографии многоти­ражка — курсантам весьма нравился созданный одно­курсником сатирический раздел. Так что, когда с ар­мией не получилось, жи­тейские дороги неумолимо привели Илью Мельникова в МГУ — на факультет журналистики.

Университет, доныне считающийся кузницей лучших кадров отечествен­ных СМИ, без особых уси­лий и с красным дипломом был окончен в 1963 году. С интересом и доскональ­но постигать новое осно­вательный человек этот не устает никогда. Не стоило бы, возможно, вспоминать случай, когда не под лучшее настроение препода­ватель свысока бросил за­очникам: «Все правила русской стилистики даже я на «пятерку» не знаю!», и влюбленный в родной язык студент просидел много ночей напролет, составляя комментарий в стихах (!) к каждому (!) из правил. Но история эта принципиально характерна: не сиюминутной самоцелью очередного «отлично» — укоренившимся от­вращением к не­справедливости.

НЕ ДОВЕЛОСЬ развить успех легко и уверенно сданного кандидатского минимума — время на на­уку пришлось бы отрывать от семьи, а два подрастаю­щих сына нуждались во внимании. Лишь изредка в быту возникает возмож­ность воспользоваться хо­рошим знанием немецкого языка. Потенциального за­мечательного писателя-сатирика ассимилировала журналистика. Газета ста­ла главной любовью жизни Ильи Мельникова.

С его изящным, легким, скупым на слова, щедрым на мысли пером знакомы многие региональные из­дания Крыма. 45 лет назад из «Крымского комсомоль­ца» он пришел заместите­лем редактора в «Евпаторийку», которой в этом году тоже исполнилось сорок пять...

-4

Бытует расхожее мнение, якобы высококлассно вы­полнять корреспондентские, а тем паче — редактор­ские обязанности спосо­бен научиться любой мало-мальски грамотный чело­век, ловко складывающий буквы в предложения. Од­нако практика неизменно доказывает: профессия эта — и искусство, и ремесло, и наука — многогранный ал­маз творчества. Ведь кем только ни приходится в идеале становиться редак­тору! Он —техник-полигра­фист, должностью обре­ченный виртуозно, лучше всех подчиненных, вместе взятых, владеть тонкостями производства и оформления газеты, знать все нюан­сы ее макетирования, вер­стки, печати. Он — руково­дитель-администратор, на плечах которого — ежед­невная ответственность за порой весьма непростой коллектив, ежеминутная необходимость корректно и негромко решать пробле­мы сотрудников и посети­телей.

Редактор «вынужден» быть безупречным литера­тором-стилистом и «живым справочным бюро», все происходящее вокруг знать, помнить, учитывать до точки скрупулезно. Он обязательно — чуткий вос­питатель, умеющий не только заметить, но и бе­режно вырастить-выпесто­вать талант. И при этом ни­какие политические, эконо­мические, житейские кол­лизии не избавили еще СМИ от хлопотных функций и полномочий «четвертой власти», а к власти катего­рически противопоказано допускать горлопанов, по­пулистов, самодуров, кото­рые опаснее тиранов. И при этом вряд ли когда сойдет на нет роль прессы в фор­мировании идеологии, мо­рали, нравственных устоев общества, а значит — газе­та неизменно должна оста­ваться читателю другом — авторитетным, надежным, интересным в общении.

-5

Стоит ли повторять, что «лицо» издания — всегда в первую очередь личность его редактора? Стоит ли говорить, что специалис­ты, в профессионализме которых органично, есте­ственно сливаются в еди­ное целое столь самостоя­тельные ипостаси, как жур­налист, литератор, редак­тор, — «товар» на рынке труда штучный, редкий, эк­склюзивный?..

КРАСНОРЕЧИВОЕ дока­зательство тому — еще письма, что бережно хранятся в домашних архивах.

«21 марта 1978 года. Прочел с большим интересом твои стихи, порадовался тому, что так многое интересует тебя, что сознанием, сердцем ты понимаешь все доброе и светлое в жизни, тянешься к нему. Именно с этого ведь начинается настоящий человек. Что касается стихов, они у тебя, конечно же, еще незрелые, можно сказать, юные, как и ты сама. Хочу дать тебе такой совет: не старайся писать много, и о том, и об этом. Главное – найти свой образ, высказать ярко и взволнованно свою мысль. Для этого надо очень упорно шлифовать каждую строчку, вычеркивать безжалостно холодные слова, общие выражения. Ты только-только вступаешь на трудный тернистый путь творчества. Помни, все твои удачи – впереди, за долгими годами учения, познания жизни, секретов поэтического мастерства. Не надо часами, изо дня в день , просиживать над стихами – они сами пусть приходят к тебе, властно требуя, чтобы ты записала их на бумагу. Помнишь, как у Пушкина: «Пальцы просятся к перу, перо – к бумаге. Секунда – и стихи свободно потекут…» То есть, писать надо лишь тогда, когда что-то сильно взволнует, затронет тебя. Верю, что год от года будет крепнуть твой поэтический голос. С дружеским приветом – зам. редактора И.Б. Мельников».

«9 марта 1979 года. Извини, что отвечаю не сразу, - до стихов все не доходит очередь в нашей ежедневной газетной круговерти. Ну, что я скажу тебе о новых твоих стихах, - они написаны более твердой и уверенной рукой. Это радует. Значит, твоя тяга к поэзии совсем не случайна и кроме желания у тебя есть неплохие способности. Хорошо, что пробуешь себя в прозе. Но тут надо помнить, что для писателя основа основ – жизненный опыт, глубокое знание того, о чем пишешь. Иначе грозят штампы и литературщина. Словом, дерзай и пробуй! Успехов тебе! Зам.редактора И.Б.Мельников».

«22 мая 1979 года. Одно из новых твоих стихотворений – действительно слабовато, как ты и сама чувствуешь. А суть дела в том, что стихотворение кажется несколько надуманным, прямолинейным. Поэзия не терпит командного, приказного тона. Так же, как и прямого повторения тем, которые кто-то уже разработал до тебя – и лучше. Избегай этого! Главное, помни: прежде всего – побольше читать, размышлять над прочитанным. А успехи в творчестве – обязательно придут. Именно этого тебе и желаю. И.Б.Мельников».

Фамилии адресатов – не важны, ибо не счесть открытых и бережно взлелеянных настоящим Редактором имен. Истину понимания сути Поэзии можно предварить любым обращением.

Нынче осознаю: мне повезло больше других «птенцов» Ильи Мельникова. Ведь ровно 10 лет спустя после такой же – оживленной, на равных! – переписки взрослого с подростком, редактор «ЕЗ» стал моим самым главным наставником еще на одной стезе – журналистской. Время от времени я так же робко приносила ему «на ковер» новые стихи. И уже сама, «за ручку», приводила тех, кого не постеснялась бы назвать поэтом. До сих пор перед глазами стоит сцена. Вот Илья Борисович внимательно вчитывается в убористые (без лупы не разглядишь!) строчки Олега Иванова, Вот отрывает от странички взгляд, полный изумления и восторга: «Таня, где он?!» И, не дослушав гордый сарказм «первооткрывательницы»: «На крыльце трясется, как осиновый лист…», устремляется к выходу из кабинета: немолодой уже, отягощенный сонмом забот человек – навстречу пятнадцатилетнему юноше.

А как прекрасна была воля «Вольницы» - новаторского эксперимента, предпринятого шестью молодыми авторами (Николаем Столицыным, Олегом Ивановым, Станиславом Греком, Виталием Нарышкиным, Дмитрием Твердым, Юрием Крюковским) и всецело поддержанного редактором «Евпаторийки», бесстрашно защищавшим необычную поэму от преисполненных зависти наветов: «Да я таких «вольниц» за полчаса три штуки напишу!..» Как «вкусна» была «разрешенная» Ильей Борисовичем молодежная литстраничка «Зазеркалье», куда радостно устремились все, не приемлющие косности официального ЛИТО, где «случились» первые публикации стихов Яны Грошевой, поэтической прозы Наташи Уваровой…Как не мыслил иного, нежели Мельников, рецензента на первые свои сборнички ваш, дорогие читатели, корреспондент…

-6

Зная Илью Борисовича, сколько помню себя, я, к собственному стыду, только недавно осознала его личностную суть: «Лишь талант распознает свое отражение в зеркалах незнакомых растерянных глаз…».

Правом доброжелатель­но, строго, неравнодушно — созидающе! — судить, казнить или миловать чу­жие робкие попытки при­косновения к поэзии Господь наградил лишь истин­ных ее Мастеров. Сколько их питомцев-уче­ников, высшая похвала для которых: «Ты все делаешь так, как Илья Борисович!»... Десятки стали такими же «правильными» — скромны­ми, искренними и честны­ми, беззаветно преданны­ми профессии — газетчика­ми. Единицы — поэтами.

ОСНОВНЫЕ черты своего редактора творческое звено «Евпаторийской здравницы» формулировало практически не задумыва­ясь: «Человечность и дели­катность. Он никогда ни над кем не довлеет, предо­ставляя каждому право быть самим собой. И в то же время за спиной всегда чувствуется стена, всегда знаешь, что тебя чутко ох­раняют от ошибок любого плана. А это очень важно — идти по жизни с надежной страховкой».

Не в таких ли взаимоот­ношениях — причины прежних сози­дательных побед газеты, многие годы уверенно державшейся в де­сятке самых высокотиражных городских издании, яв­лявшейся лауреатом Международного рейтинга по­пулярности и качества «Зо­лотая фортуна» за 2000-й год, пользовавшейся неиз­менным уважением предан­ных читателей? Не в них ли — истоки вдохновения кор­респондентов «Евпаторийки», которые неоднократно становились призерами республиканского творческого конкурса журналистов «Серебряное перо» и еже­месячного крымского рей­тинга журналистских работ «Тотум-медиа»? «Да что же это за народ у нас в редак­ции? В каком бы соревнова­нии не приняли участие — обязательно вырвутся в призеры!» — шутливо сокру­шался иногда редактор Мельников.

-7

…ТАК БЫЛО: закончился еще один обычный день работы в жестком ритме стрессов-нервов: что бы ни случилось — очередной номер должен выйти вов­ремя. Очередная пачка ав­торских оригиналов бе­режно уложена в портфель (так мама несла домой вечные школьные тетрад­ки). Вечером можно будет еще почитать-поправить — дорогого стоит реноме не только информационно насыщенной, душевной, но и предельно грамотной газеты. Хорошо, что мож­но позволить себе некото­рую отрешенность от суе­ты сует быта. Хорошо, что рядом — человек, на кото­рого можно «в здравии и болезни, радости и печа­ли» безоглядно положить­ся во всем: «Храни меня, мой талисман...»

А «талисман» — жена Светлана Вячеславовна. Она немногословна от избытка эмоций и чувств: «Мы вместе уже тридцать лет. И я, наверное, каждой женщине бы пожелала таких взаимопонимания, внимания, чуткости, какие по­знала сама. Особенно, когда было очень труд­но, когда втроем жили в однокомнатной кварти­ре, умирала на наших руках Илюшина мама... Чем мог — что-то сочинить, напи­сать для выступлений моих воспитанников — он стре­мился помочь. «Мяу-мяу! Как я рада быть любими­цей отряда!» — это они с Касей-Кассиопеей, кош­кой нашей, вместе приду­мали... Детвора была в во­сторге!

Был момент, когда мой сын поступал в военное училище и, заполняя документы, сделал (при живом-то родном отце!) прочерк в графе «отец», написав: «Отчим — Мельников Илья Борисович...» Как еще можно охарактеризовать отношения самых дорогих мне мужчин?

Основная черта мужа в общении с людьми посто­ронними, на мой взгляд, — терпимость и вежливость даже в ответ на хамство. Но это ни в коем случае не значит, что он безропотно позволяет себя обидеть! Умеет двумя-тремя абсо­лютно печатными словами поставить нахала на место. А еще... Не все могут про­щать. Он — умеет.

Я его старалась и стара­юсь беречь. То же самое делает и он. Такие стихи, какие он мне посвящает, такие слова, какие он мне говорит... Я счастлива, что мы — вместе».

Счастлива женщина, которой до сих пор посвящаются такие вот строки:

ПРИЗНАНИЕ

Мы с любимой Светочкой

Тридцать лет живём.

Как листочек с веточкой

Мы всегда вдвоём.

Часто ветры злые

Донимали нас,

Но глаза родные

Грели каждый раз.

Ободряли, звали

Быть ещё сильней,

Потому и стали

Мы ещё родней.

И ОДНАЖДЫ «поэтическая библиотека» Евпатории пополнилась еще одной книгой: увидел свет томик стихов человека, который стоял у истоков десятков чужих томов, ненавязчиво, скромно способствовал их рождению. И непревзойденный пока редактор «Евпаторийки» предстал перед земляками в совершенно новой для многих из них, лирически-тонкой ипостаси своей души: «Кто знает, что пишу стихи я?..».

-8

Знала ли я, что буквально боготворимый мною начальник сам пишет стихи? Скажем – смутно догадывалась. Однажды поразилась строкам

Другому назначала ты свиданья...

Так что же было? Чем полна душа?

Теснятся онемевшие признанья,

Привычное и мелкое круша.

Я в памяти ревниво сберегаю

Все, что теперь ушло в небытие.

И рыцарем скупым перебираю

Богатство величайшее свое.

Неужто лишь прощания, не боле,

Назначены отчаянной судьбой?

Шепчу слова признания и боли

На тысячном свидании с тобой...

Однако считала безвозвратно утраченными многие тетрадки и листоч­ки тончайшей лирики.

Испытала потрясающее чувство «Мы с тобой одной крови – ты и я!», когда впервые увидела строфы Ильи Борисовича в книге Валентина Васильевича Петунова «Евпатория – любовь моя», когда однажды, на конкурсе музыкальных произведений о Евпатории, услышала его песню, созданную вместе с композитором Георгием Буляковым. Это были едва ли не лучшие строки, написанные о евпаторийском десанте: «…И поныне десант рвется в бой с пьедестала. Он не знает, что мир был спасен от огня». Это было свежо и небанально: «Назначайте в Евпатории свидания - нет на свете романтичней городка! Даже если суждены вам расставания – то разлука ваша будет коротка…» Поэтому рада, что обстоятельства приговорили меня к высшей мере. Высшей мере ответственности ученика: необходимости сказать о творчестве учителя.

-9

ПОТАЙНАЯ дверца в сердце Ильи Мельникова начала приоткрываться еще в его автобиографической книжке «О родных, о времени, о друзьях». Оказывается, 12 лет было маленькому, полуголодному в труднейшем 1946 году пионеру, когда дебютировал он в стихосложении:

Первый день сентябрьский нам сердца волнует.

В этот день учиться с радостью идем.

Как в реку иль в море, в жизнь войдем большую.

Многое узнаем, многое поймем.

Оказывается, молодой человек не просто писал стихи - он дышал ими в юности:

Я в памяти ревниво сберегаю

Тот навсегда заветный кинозал,

Где в первый раз, смущением пылая,

Вдруг за руку тебя несмело взял.

Боялся – отодвинешься в испуге,

Обидишь строгим шепотом: «Не тронь…»

Ты ж стиснула пожатьем крепким друга

Мою вдруг осмелевшую ладонь…

Оказывается, в душе будущего военного летчика изначально жила бережная нежность ко всему живому:

…Плывут дорог белесых паутины,

Все в «узелках» проселков, деревень.

А я сквозь стекол чистые кабины

Посматриваю в мирный летний день.

Внизу — свои, у нас — свои порядки,

Вчера — как завтра, завтра — как вчера:

«Есть боевой!» Рука — на рукоятки,

Другая — на щиток, на тумблера.

Цель в перекрестье наглухо застряла.

Теперь держись, коварный паучок!

Мелькнул из люка черный сноп металла,

То смерть и ярость вырвались из чёк.

Накрыта цель... Густые космы дыма

Молоденький лесок заволокли.

Я так боюсь послать фугасы мимо,

В клочок прохладой обжитой земли.

Июньским днем — деревьев юных кроны,

И зимним — ветви в инее-снегу,

Ни мой и ни чужой фугас не тронет.

Живите, клены! Я поберегу!..

И вот она – правда. Застенчивое признание автора, прежде всего, самому себе: «И говорит душа стихами…».

Небольшая книжечка эта, увлеченно, с любовью оформленная Константином Краснопольским, качественно изданная умельцами Евпаторийской городской типографии, состоит из несколько разделов, которые лучше автора охарактеризовать невозможно.

Раздел первый - «Я вам признаюсь искренне: всегда дружил с Поэзией, вернее, со стихами. Вот и теперь, как в давние года, негаданно они приходят сами» - позволяет проследить, как складывалась поэтическая манера, как оттачивались врожденные вкус к слову и чувство меры, простота, без «зауми» и цветистых словесных излишеств. Романтичность девятнадцатилетия – в стихотворении «Вид на горы из Щебетовки». Эпичность, повествовательность, журналистское начало - в почти балладе «Лейтенант оставляет взвод». Светлая печаль – в «Маминой вишне», переводе с украинского, сделанном по мотивам собственной судьбы. Мудрость – в «Диалектике жизни» и в понимании: «Сердце наше – словно светлый дом, который все мы с детства строим сами».

Раздел второй «Тот прав, кто говорит, что песня хороша, когда в соавторах – и сердце, и душа» - это полтора десятка замечательных песен о Евпатории, которая пленила навсегда, о памяти войны, о прекрасных Питере и Москве. Есть даже песня эмигранта – наверное, попытка постичь логику тех, кто оставляет Родину. Техника стиха – высока. Звукопись - перестук колес поезда - безупречна. Вот хотя бы один образ из «Гимна Евпатории»:

Но океан здоровья,

море радости

Катили в Евпатории

века.

Раздел третий «Здесь многие из тех, кто дорог для меня, кто в памяти моей останется навечно. По крови, по душе они моя родня, и я за это им признателен сердечно» - это то, без чего Илья Борисович не был бы самим собой. Это – объяснения в любви. Посвящения коллегам, близким, друзьям, любимым учителям. Называть лишь некоторых – значит, обидеть не названных. Особый мотив – стихи, навеянные любимой женщиной.

Четвертый раздел «Для взрослых – поздравления, для юных – развлечения» - шуточные «нетленки»-поздравленки. Очаровательные загадки для самых маленьких. И ненавязчивое откровение: что приемлет умный, яркий человек в жизни и что ему претит.

Символично название пятого раздела – «Что сделано с душой, имеет смысл большой: навеют и костюмы о дружбе наций думы!», фрагментов стихотворного сценария вечера «Костюмы народов Крыма», проходившего когда-то в Российском санаторно-реабилитационном центре. А уж шестой раздел, «Друзья! Для веселой минутки дарю вам Ильинские шутки», вообще, наверное, станет открытием для читающей Евпатории. Ибо таким - хулиганом, юмористом, веселым циником – Илью Борисовича знают лишь коллеги. А ведь он любит остро-соленое словцо, не прочь иногда порезвиться:

Ни паровоз, ни тепловоз

До коммунизма не довез...

— В чем дело, мать твою ити?

— Покрали топливо в пути!

Жизнь – она ведь без претензий на «высокую поэзию». Просто жизнь. И спасибо великое автору, что он допустил нас в свое бытие. Да еще и пояснил: «Дорогие читатели! Хочу сказать вам несколько слов о своих стихах, вообще о поэзии, этом чудодействен­ном эликсире для чуткого сердца и откры­той души. Знаю, тягу к поэзии, порой даже неосоз­нанно, ощущают многие, иногда с самых ранних лет. Я уже упоминал в своей вышед­шей недавно автобиографической книжке, как мой трехлетний сын Олег, вышагивая по квартире, с упоением декламировал в риф­му собственные наивные строчки: «Я ка-кой, я та-кой, ника-кой, я та-кой». Вот она, врожденная человеческая потребность в ощуще­нии поэтической гармонии.

Обычно в подростковом возрасте стихи пишут под влиянием самых сокровенных чувств. Как ни странно, мои первые юно­шеские опыты были связаны с романтикой труда, военной службы. Конечно, потом оза­рила сердце и душу аура нахлынувших лири­ческих переживаний, таких окрыляющих и благотворных. Активно писал я стихи, будучи курсантом Николаевского военно-морского авиацион­ного училища, где меня ставили рядом с его выпускниками прежних лет — известными поэтами Николаем Криванчиковым, Игорем Неверовым. Но получилось так, что самым главным делом моей жизни стала журналистика. Причем я никогда не стремился выбиться в число популярных «акул пера», потому что помнил: для редактора важнее всего — ощу­щать пульс времени и, отвечая на запросы читателей, добиваться разноплановости, правдивости публикаций. Конечно же, здесь помогала прежде всего по-настоящему твор­ческая обстановка в коллективе, профессио­нальная учеба сотрудников. В «Евпаторийской здравнице» я посвя­тил достижению этих целей без малого со­рок лет. Что и считал своим главным делом. Ну, а стихи, как и песни, по-прежнему пи­шутся и от души, и для души»…

-10

При этом недостижимо высока и категорична планка требовательности Ильи Мельникова к само­му себе: «Поэтом себя не считаю!».

Течет дальше жизнь — история любви, проверен­ная временем на чистоту...

Я не оговорилась – жизнь течёт. Ведь мы человека помним.

Чужой устав уже в монастыре.

А сердцу помнится – своя «газета»,

Где птицы чисто пели во дворе,

Где много было смеха, счастья, света.

.

Редактор наш – начальник, друг, кумир

И верный рыцарь искреннего Слова –

Так деликатно открывал нам мир,

Так защищал от бурь его суровых!

.

Ценились им талант, отвага, честь,

Печаль и мудрость груза многих знаний.

…Отрадно, что хотя бы в сердце есть

Укромный уголок воспоминаний.

Татьяна ДУГИЛЬ.

Фото Юрия ТЕСЛЕВА.