Давно хотела написать эту статью, но почему-то откладывала на потом. Сейчас представился хороший момент, потому что этим текстом продолжим размышления, начатые по фильму "Барби" ⬇️
Как уже писала ранее, для показа в современном цивилизованном обществе, на мой взгляд, эта картина опоздала на несколько десятилетий. Проблемы гендерного равенства и давления на женщин, затронутые в ней, для нынешнего поколения не актуальны.
Однако в фильме есть важный момент: Барби уверена, что её и остальных кукол создали, чтобы сделать девочек уверенными в себе и счастливыми. Ведь в линейке Барби представлены куклы самых разных профессий - это должно показывать женщинам, что они способны на всё и могут добиться успеха в любой области, оставаясь при этом красивыми и жизнерадостными.
Однако в реальном мире Барби ждёт разочарование: оказывается, что её существование производит на девочек противоположный эффект. Барби идеальна красива и успешна, и этот идеал недостижим для человека. Девочки понимают, что никогда не станут такими прекрасными, как любимая кукла, и начинают страдать от этого и не любить себя.
И здесь мы подходим к теме навязанных стандартов красоты. Стандарты красоты - удивительное "изобретение" человеческого разума, заставляющее людей мучиться на протяжении всей своей истории.
Существует ли красота как нечто объективное, не зависящее от человека? Вероятно, нет. "Красота в глазах смотрящего", и то, что выглядит прекрасным для одного человека, может быть ужасным для другого.
Это одна из картин знаменитого современного японского художника Такаши Мураками. Многим людям нравятся его работы - я вижу исключительное уродство...
А вот это змея - невероятно красивое животное, на мой взгляд. При этом знаю, что многих людей воротит от одного вида змей.
Таких примеров можно привести сотни. Суть вы поняли.
Но если искусство давно стало сферой свободного самовыражения, где нет правил и рамок, а дикие животные не зависят от того, что мы о них думаем, то над своими собратьями человек издевается как только может.
Биологически единственным критерием красоты среди людей должно быть здоровье. Здоровый = красивый. Но вместо этого люди выдумывали самые разные, порой безумные, требования к внешности друг друга. Требования эти зачастую противоречили здоровью. И женщины усердно гробили себя ради достижения странных идеалов.
О том, что объективной красоты не существует, говорит и то, насколько отличались стандарты красоты у разных народов в разные времена.
Последний стандарт меня лично абсолютно устраивает - это лучшее из возможного. Однако для многих он является таким же недостижимым, как вес 40 кг, 90-60-90 или *опа Кардашьян, т.к такой идеально ровной гладкой кожей без единого прыщика, жирного блеска и морщин редко кто может похвастаться. Но вряд ли кто-то поспорит, что такая кожа - признак великолепного здоровья. Здоровье = красота.
А вот что на счёт веса?
Если вас попросят представить красивых и здоровых людей, какими они будут?
У меня возникает примерно такой образ:
Молодые, высокие, стройные, спортивные, светлокожие европеоиды.
Является ли этот образ действительно "моим", т.е созданным именно моим мозгом на основании жизненного опыта и личных предпочтений? Нет.
Это типичная пара из рекламы чего угодно (сока, майонеза, зубной пасты, одежды и т.д) из 2000х. На них приходится моё детство и подростковый период - время, когда в нас закладываются правила и стандарты.
А жили бы мы где-нибудь в середине прошлого века, такая женщина казалась бы очень худой и не вполне здоровой. Нужно было бы подкормить.
В общем идеалы красоты - это исключительно общественный конструкт, не имеющий к природе отношения. Меняется общество - меняются идеалы.
Огромный вклад в "нормализацию" общественного отношения к внешности внёс бодипозитив. Тот, каким он был в самом начале - правильный, полезный, адекватный.
Наверное, впервые в истории женщины услышали, что не обязаны кому-то нравиться и подстраиваться под стандарты и ожидания. Не обязательно сидеть на диетах или упахиваться в зале, чтобы тебя признавали хорошей. Просто следи за здоровьем - этого достаточно.
Но потом что-то пошло не так, и по мере того как это прекрасное движение становилось всё более влиятельным, оно портилось и дошло до крайности и абсурда.
И это сильно изменило рекламу. Если раньше в рекламе мы видели идеальную, вылизанную, отфотошопленную картинку, то теперь общество требует (снова требует...) от брендов не делать такую рекламу. Только жизнь, только честность.
Так мы получили другую крайность: из медиа-пространства исчезают тела, которые мы привыкли считать красивыми. Теперь бренды обязаны снимать "неидеальных" людей, подчёркивая их неидеальность: складки, целлюлит, прыщи и пр. Иначе заклюют и отменят.
А присутствие вот таких моделей⬇️
Считается чуть ли не оскорбительным.
Подаётся требование использовать разных моделей под соусом заботы о покупательницах: чтобы они могли понимать, как на них, реальных неидеальных женщинах, будет сидеть та или иная одежда.
Однако для этого не нужно показывать складки жира, целлюлит, плохую кожу и пр. Это не имеет отношение к одежде. Но именно на них и делают упор. Как будто показать действительно красивую женщину без изъянов значит оскорбить свою аудиторию.
Нет ощущения, что женщины просто вышли мстить за вековое унижение и издевательство над своей внешностью? Тысячелетия гнобили нас за недостаточную стройность/полноту/скромность/эффектность/размер талии/размер груди и пр, а теперь мы будем гнобить вас?
Я это вижу так.
И скажу честно, такая тенденция в рекламе мне уже не нравится. Реклама создаётся, чтобы продать. Но, глядя на рекламу, мы же хотим купить не просто одежду (вещь, которая должна защитить нас от холода/жары). Мы хотим купить образ, атмосферу, ощущения.
Поэтому любая реклама косметических средств выглядят вот так:
Даёт ли это хоть какое-то представление о свойствах продукта? Нет. Информации 0. Но картинка красивая, образ завораживает. Всем же хочется, чтоб был такой мраморный столик, цветы, время понежиться в постели. И мы покупаем товар, думая, что он приближает нас к этому.
А в реальности будет вот так:
Так же и с одеждой. Когда для фотосессии приглашают красивых моделей, создают подходящую обстановку, а изъяны ретушируют - хочется купить.
А когда подчёркивают прыщи и целлюлит..... Ну, я на них и в зеркале могу посмотреть. И это некрасиво. Естественно, нормально, не патология, но и некрасиво. И одежда/косметика, связанные с такими образами, у меня лично вызывает лишь отторжение.
Не хочу сказать, что реклама должна быть полностью лживой, как это было в 90-00х с косметикой:
Но и не такой:
Это одно из фото в последней рекламной компании Befree. Что оно рекламирует? Жир на боках? Здесь же даже одежды не видно! Ну, такие бока у меня уже есть. Так зачем мне это покупать? Какой образ мы получаем: красота, уверенность, счастье? Да нет. Просто жировые складки. Борьба за возможность их иметь и не стесняться....
Нууу, у наших женщин и так проблем с этим нет.
В общем прийти хочу к банальному выводу о том, что нужно придерживаться золотой середины. Не вводить покупателей в обман 100% фотошопом, но и не продвигать "неидеальность" в ущерб красоте.
Реклама должна быть эстетичной.
А что вы думаете по этому поводу? Какая реклама нравится больше: идеальная или реалистичная?