Мы убеждены: сердце матери-церкви готово воспринять палинодию. Но подготовлен ли к этому ее ум? Тут есть определенные сложности. Не фатальные. Как некогда спел один бард, я говорю «нет», но это условный рефлекс.
Некоторые из окончивших семинарию поговаривают о клерикальной муштре. Конечно — более в шутку. Если какое-то промывание мозгов и наличествует в среде служителей церкви — оно не носит удушающего характера.
Желание видеть бдительность бодрствующей — понятно. Духовное различение своего и чуждого должно присутствовать. Пастыри обязаны беспокоиться, чтоб волки в овечьей шкуре не расхищали стадо.
А кто есть волки такие? Сектанты (чуть не прежде всего). Должен ли православный священник противостать их влиянию? Вне сомнения! Это не вопрос, а вопросом здесь является лишь: искусен ли современный клирик, должный противостать, — уверенно различать понятия: где секта есть, а где школа?
Догмат и толкование
Служитель церкви, такому различению не навыкший, легко впадает в иную крайность, нежели теплопрохладность (духовная индифферентность). В какую именно? — вот: ох! секта-секта! чур-чур меня! как бы душу не погубить!..
Такие склонны, что называется, выплескивать с водой и ребенка. История церкви, путь христианского богословия показует: сколь вредоносны, богопротивны и богомерзки СЕКТЫ, столь могут и цельбоносны оказываться, богоугодны богословские ШКОЛЫ.
Секта. Само название характеризует ее как нечто самонадеянно отделившееся, как отсеченное. Себя противопоставившее матери-церкви. Стремящееся — наскоком или сначала втершись в доверие — с нею разлучать ее чад.
Иное дело богословская Школа. Такие штудии, свободно различаясь меж собою подходами, духовно неукоснительно все пребывают в ограде церкви. Оттачивая богословское совершенство, чем открывая новые (ну или хорошо забытые старые) высокие горизонты ему — содеивая ее, мать-церковь, неуязвимее. Как сказано: «кто не против вас, тот за вас» (Мк 9:40).
По благословению церкви богословские школы спорили меж собой на соборах вселенских не один раз — и в спорах рождалась истина. Сам Символ веры родился в итоге напряженной дискуссии трех богословских школ. Александрийской, Антиохийской и Малоазийской-Скифской.
Восторжествовавшая в 325 году позиция последней как раз представляла ведение, которое по сей день хранит Русская Северная Традиция (подробнее в моей книге «Богослов, который сказал о Боге лишь одно слово»). Хранимое нами в корневой полноте учение гипербореев не противоречит ни одному из двенадцати положений православного Символа веры. Хоть, может быть, кому-то на первый взгляд и покажется, что будто это не так.
Оным бы хотелось напомнить: есть догматы, а есть и толкованиядогматов. И секта отличается тем, что какие-то православные догматы не приемлет, а то и пытается навязать сверх или вместо них свои собственные. Тогда как богословские школы богословствуют именно с опорой на догматы, православием общепризнанные.
Догматы суть аксиомы духовные. Они даруют возможность общего языка духовного, ведя дискуссии коим богословские школы православные (шире — христианские вообще) получают возможность прийти к согласию.
Двенадцать положений православного Символа веры бесспорны, но надо притом учитывать, что толкование их возможно на различную глубину, что ведь включает оно уровни смыслов и потому не терпит, не переносит какой-либо буквалистской заорганизованности (2Кор 3:6), шаблона. Это понимали отцы раннехристианской церкви. Это сознавали и сознают православные святые разных веков.
Толкование, можно даже сказать, РАСЦВЕТАЕТ. Потому что чем ближе скончание времен, чем остается времени меньше — тем большие открываются взору духовному, поднимающемуся к вечности, смысловые высоты. Ведь Откровение не может застыть, огрубеть, формализоваться. Формализовав Откровение церковь сама рисковала бы уподобиться секте. Не мерой дает Бог духа (Ин 3:34)!
Палинодия и есть воспоминание ведения духовных высот. Ранние христиане все либо обладали ведением оных, либо же горело в их сердце неугасимое желание настичь и обрести, стяжать это ведение. Поэтому историк церкви и выдающийся богослов Петр Иванов определяет раннехристианский период как… «церковь ОГНЕННУЮ» (в книге «Тайна святых. Введение в Апокалипсис», М.: Паломник,1993).
Время палинодии будет в этом смысле подобно первому веку христианской эры. Омега уподобится альфе. Уже сейчас интерес к исконному ведению все чаще проявляют люди воцерковленные, а также нередко и служители церкви — представители клира, священники.
Что именно за священники?
Имеются среди них и придерживающиеся нововведений обрядовых, но такие, которые не только лишь сознают равноспасительность и равночестность обряда старого (это, слава Богу, давно уже есть официальная позиция Московской патриархии), а и понимают притом, что лучше бы той никонианской реформы и вовсе не было.
Больше, разумеется, сторонников палинодии среди таких иереев, что представляют различные толки старообрядческие. Эти-то уж конечно в полноте сознают, что лучше бы не была развернута расколоначальником Никоном в 1666 году вся эта еретическая его «справа»!
Однако наибольшая заинтересованность, наисильнейшее чаяние свершения воссоединительной палинодии чувствуется у представителей церкви ЕДИНОВЕРЧЕСКОЙ. То есть у продолжателей дела митрополита Платона (1737–1812), который основал единоверческую церковь (точнее, епископат) и тем наметил столбовой путь к воскрешению единства в Духе всех русских людей — вне зависимости, старого или нового кто из них придерживается обряда.
Духовный подвиг митрополита Платона недооценен до сих пор. Тогда ведь еще свирепствовали гонения на старообрядцев и, заключая с ними духовный союз, он сам рисковал подпасть оным. Деяние митрополита было богоугодней, чем просто, скажем, перейти в исповедание старообрядческое. Он жаждал исцеления раны — воссоединения веры. Он этим жил.
Быть не частью, а всем: не с одной стороны, а с обеих (как скажет столетием позже поэт Максимилиан Волошин). Достичь воссоединения частей. Умиротворить раскол. Нагорная проповедь: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5:9).
Радетель единоверчества
Блаженны, согласно слову Нагорной проповеди, духовные наследники митрополита Платона. Из тех от этой среды, с кем довелось мне иметь честь личного знакомства, наидостойнейшим видится основатель единоверческого прихода в честь апостола Андрея Первозванного в городе Ростов-на-Дону священнопротоиерей Николай (в миру Виктор Леонидович Баденков).
Он получил образование в Московской духовной Академии, усовершенствовав его в Православном Свято-Тихоновском богословском Институте. За годы служения в Ростовской епархии Виктор был окормителем Свято-Никольского прихода поселка Чертково, затем настоятелем Георгиевского храма села Кулешовка Ростовской епархии, после чего и храма во имя Апостола Андрея Первозванного в Ростове-на-Дону, причем последний трудами сего священника перешел на древнерусский чин совершения богослужений.
Деятельность отца Виктора не ограничивалась поприщем храмовым лишь, приходским. Заботою его было создано и окормлялось им Общество православных психологов.
9 апреля 2020 года митрополитом Ярославским и Ростовским Вадимом протоиерей Виктор был пострижен в монахи с наречением имени Николай.
Свидетельствует Аполинария Честникова,
духовная дочь батюшки Николая:
«Отец Виктор Баденков, а в постриге отец Николай — умнейший, великолепно образованный человек с разносторонними и глубокими теоретическими знаниями. Отец Николай не афишировал это, но были в его жизни периоды, когда Господь даровал ему быть учеником известнейших старцев: отца Николая Гурьянова (глубочайшее почтение коему выразил принятием в постриге имени Николай), архимандрита Иоанна Крестьянкина (с которым дважды советовался президент России Владимир Путин в 2000 году и потом написал об этом: «Беседы с отцом Иоанном оставили неизгладимый след в моей душе»), архимандрита Кирилла Павлова (духовного отца трёх русских патриархов: Алексия Первого, Пимена и Алексия Второго).
За время служения батюшки Виктора на трех разных приходах образовались совершенно разные, но крепкие общины. Везде были и есть воскресные школы с занятиями и для детей, и для взрослых, по три клироса, где все певчие из числа прихожан — это терпение и труд, который только через годы давал плоды.
В 2010 году при содействии батюшки был создан Духовно-патриотический центр «Спас», где воспитывались десятки трудных мальчишек, которые стали настоящими мужчинами, возрождающими и бережно хранящими традиции казаков.
И наверное самое «тяжелое» детище отца Виктора — единоверческий приход Ростова-на-Дону. Одному Богу известно, через какие трудности нужно было пройти, чтобы красавец храм святого апостола Андрея не просто был выстроен как стены, но чтобы в нем зародилась и окрепла настоящая единоверческаяобщина. Обучение правильному отношению к дореформенным текстам, к тому, почему и чем мы можем исцелить раскол, любви к своей Традиции, сохранившейся и глубокой. Такой, от которой словно духом всей древней Руси согревается сердце в молитвенном пении.«
Согласен с Аполинарией Честниковой. Да, батюшка Виктор понимал: единоверчество — это цельбоносное благо, но следует идти дальше единоверчества или, точнее, глубже. Надобно погрузиться в сам вот исконный дух древней Руси, в Традицию, при которой и слова-то «единоверчество» не требовалось еще: не возникало необходимости означать как-либо само собой разумеющееся единство в ДУХЕ всех русских людей.
Он очень хорошо чувствовал: единоверчество выстоит вовсе не как эклектика — себя утвердит не в качестве официозного соглашения сторон и не циркулярным итогом какой-то «унии» меж обрядами старым и новым. Единоверчество не сконструируется: оно воскреснет. Как новое обращение к извечной Традиции. Как очередной восход Мелхиседекова солнца. Как воспоминание русской православной церковью РУСКОЛАНСКИХ своих корней.
Об этом батюшка Виктор переписывался несколько лет с Ладой Виольевой, директором Института богословия Русской Северной Традиции СВА. Периодически происходили также их встречи личные. Обсуждаемыми темами были, в основном, книги, которыми представлена в настоящее время гиперборейская философия.
Чувствуя благодатность этого древнейшего богоцентрического учения, отец Виктор благословил своих духовных чад поспособствовать изданию в бумаге такой из них, как «Противостоять бесам». Батюшка отмечал созвучие рекомендуемого этой книгой и методов, которые практиковались в основанном им Обществе православных психологов.
Мне довелось повидаться с отцом Николаем (тогда еще Виктором) незадолго до того времени, когда его сподобил Бог принять монашеский постриг. До сих пор благодарен Богу, что у посетившего тогда Москву батюшки отыскалась возможность со мною встретиться.
Стержнем нашей многочасовой увлекательнейшей беседы была, в основном, тема неразрывной ПРЕЕМСТВЕННОСТИ духовной. Учение гипербореев (Сифово) — чин Мелхиседеков — Русколанская церковь… За тысячелетия развертывания сих трех этапов древнейшей веры догматика ее практически не менялась. Лишь ожидание древними первого Пришествия сменились, по совершении оного, чаяниями нашими Парусии, сиречь второго.
Засим и современная православная догматика — по этому вопросу мы обнаружили с отцом Виктором совершенное совпадение мнений — не содержит принципиальных непримиримостей с богословием Русской Северной Традиции, приверженцами коего в наше время являются православные, воцерковленные (в большинстве своем) люди.
Конечно, как было сказано выше, есть догматы, а есть и толкованиедогматов. Наши толкования некоторых членов двенадцатичленного Символа веры расходятся с устоявшимися к настоящему времени в официальной церковной среде.
Но должно искать консенсус. Такая богословская работа приличествует всем школам и всем церквям. Как только современные русские христианские церкви начнут сознавать себя преемницами единой апостольской Русколанской — труды такие принесут плод. И отпадет желание у православных означаться одним приверженцами обряда нового, а другим старого.
Конечно, преткновением на пути к единению могут оказаться амбиции архиереев. Де, пусть я лучше буду первым от части, нежели вторым от целого.
Но русская духовная история показывала не раз: властные гордецы смирялись — за что им честь! — чувствуя богодухновенность подвижника. Ведь русская душа скорее богоцентрична, нежели эгоцентрична.
Подвижник ли отец Николай? Бесспорно! Дела его, о которых сказано выше, свидетельствуют о том, а ведь это лишь их малая толика. Но вот преставился батюшка в 2020 году и стали получать помощь от него — уже пребывающего близ Престола Господня — духовные его чада. И призадумались они тогда (по аналогии с Лк 11:32), что, может быть… здесь БОЛЬШЕ подвижника?
Духовная дочь батюшки Анна Ясная — православный психолог, живописец, иконописец — создала… это можно назвать, наверное, ЗАГОТОВКОЙ для иконописного лика праведного Николая:
Анна Ясная сберегла для нас и
узловые моменты духовного учения батюшки,
тщательно фиксируя на письме наиболее часто произносимые им наставления, афористические присловия, а то и даже молитвы, которые были Свыше переданы через него людям:
1. Кроме Бога ничего, кроме Бога никого — вот Путь сердца моего.
2. Молитва последнего времени, которую оставил отец Николай всем своим чадам: Прости меня! Мне очень жаль! Благодарю Тебя. Люблю Тебя.
3. Отдай всё Богу и в нем живи.
4. Так живи, как будто бы тебя нет.
5. Меня нет — Господь всё делает.
6.
— Ты как хочешь жить, правой или счастливой?
— Счастливой!
— Вот и живи без претензий и прав, но по Интуиции (по вдохновению Свыше).
7. Радуйся, всегда радуйся о Боге!
8. Ты сама никуда не спеши, Бог сам всё управит. Главное — стараться быть всё время с Богом.
9. Испытание — это очищение для прохождения благодати. Она очищает душу и радует.
10. Это очень хорошо, что пока нам плохо!
11. Батюшка прежде чем дать совет на вопрос по ситуации, всегда вначале говорил: Сохраняй мирное устроение души.
12. Учись любить, и всё тогда само собою по любви образуется.
13. Какие твои мысли, такая твоя и жизнь.
14. Болезни все — в голове.
15. Ты живи с Богом, а не по правилам!
16. Я и голым могу ходить, но вам-то оно как будет?
17. Живи внутри: собою с Богом.
18. Всё отпусти, всё отдай Богу.
19. Молитва не как таблетка, но как разговор с Богом!
20. Для укрепления физического здоровья и духовной защиты, отец Николай советовал: Покади. Покропи. Облейся святой водой.
21. Какое твое служенье по воле Божией, такие Он тебе и силы даёт.
22. С Божьей помощью да смеёмся над трудностями!
23. Будет все как Бог даст, даже если будет наоборот.
24. Когда Царь на месте, тогда и придворные работают.
25. Выбор всегда один: либо я с Богом, либо я без Бога.
26. Господь показывает кино твоей жизни, а ты смотришь его.
Нередко батюшка поминал народные присказки да пословицы, вот его любимые у него:
— Не пужайте нас ужом, мы ужо пужатые!
— Господь не выдаст — свинья не съест! (и присовокуплял с улыбкой: какая бы свинья не была!).
— Без Бога ни до порога.
В храмах у отца Николая везде, где он служил обновлялись и мироточили иконы.
Батюшка так же имел дар прозорливости. Лично мне предсказал он однажды точную дату рождения моего младшего сына.
Низкий поклон Анне Ясной за сбереженье столь ценных сведений. Пожалуй, и я рискнул бы сказать о батюшке Николае (хоть и один только раз — увы! — общаться довелось лично с этим замечательным человеком): не только, что подвижник он есть и праведник, но… здесь БОЛЬШЕ подвижника!
Я счастлив, что сей выдающийся радетель единоверчества подарил Институту богословия Русской Северной Традиции нашей Академии СВА священный предмет — свой собственный НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ. И какой! Он повторяет форму ЗАМКНУТОГО КРЕСТА — многотысячелетнего символа богословской школы, которой принадлежу. Праведник благословил нас:
Вечная память и Царство Небесное батюшке Николаю!
Добротолюбивый отче, восхищенный ко Престолу Божию, моли Создателя нашего силу послать нам грешным, чтоб неустанно мы бодрствовали, радея единению веры.
Текст этого поста представляет одну из глав книги Дмитрия Логинова «Предсказание 1: О ЕДИНСТВЕ» (продолжающей серию ИМПЕРАТИВЫ ГРЯДУЩЕГО), которая, даст Бог, будет вскоре опубликована. Следите за новинками АВТОРСКОЙ СТРАНИЦЫ.