Каталонский философ Эужени д’Орс, писатель и художественный критик, писал о ней, что никто не смог передать квинтэссенцию каталонского, а точнее даже, специфически барселонского духа так, как эта женщина - Ольга Сахарова, эмигрантка из Российской империи.
Ольга Сахарова родилась в 1881 году в Тифлисе (и на этом основании подлый Chrstie's назовет ее грузинкой - будто бы всякий подданный Британской империи, рожденный в Индии - непременно индус).
Родители Ольги (мать, Елизавета Глотова, и отец, микробиолог Николай Сахаров) поженились лишь спустя несколько лет после рождения дочери. Не могу себе представить, как это могло отразиться на девочке. С одной стороны, нравы, наверное, стали свободнее, чем в "Анне Карениной" (1873-1877), а с другой стороны - это ведь все-таки Тифлис.
Я намеренно акцентирую внимание на дореволюционном названии города. В моей голове столица Грузии четко делится на азиатский Тблиси, который так любит Зураб Церетели), и изысканный европейский Тифлис, где исключительно приятно пить белое вино на отделанной мозаикой террасе.
Вот Тифлис, на мой взгляд, восхитительно сочетается с живописью Сахаровой.
Как бы то ни было, в 1905 году Ольга Сахарова прибывает в Санкт-Петербург.
1905 год - это год Первой русской революции, год Кровавого воскресенья, но и время расцвета Северного модерна тоже, время утонченной культуры и эстетизма.
"Утонченная" и "изысканная" - такими словами я бы охарактеризовала живопись Сахаровой (несмотря на увлечение художницы наивным искусством и примитивизмом).
Мне особенно нравится этот портрет Жильберты Тинторер, жены пианиста и композитора Гонсаля Тинторера (Gonçal Tintorer Latour). На потрете изящно сочетается абсолютно живое лицо модели, с торчащими волосками на макушке, пушком над верхней губой, густыми бровями и прекрасными задумчивыми глазами, - и подчеркнуто декоративный фон. В сочетании с задумчиво-мечтательным взглядом женщины эти цветы (будто бы нарисованные детской рукой) выглядят отражением ее внутреннего мира, чем-то нереальным.
А посмотрите на эти хитрющие собачьи морды! Они будто бы повторяют узкое лицо хозяйки и ее прекрасные темные глаза. Но хозяйка погружена в себя, а собаки смотрят прямо на зрителя.
На художественный стиль Сахаровой более всего повлиял Анри Руссо "Таможенник", умерший в 1910 году.
Вот и живопись Сахаровой как будто бы принадлежит фин де сьеклю и к 1930-м (а тем более 1960-м) такой стиль уже был немодным. Художница это осознавала, но ей было все равно. Как и Руссо, она искала "высшую простоту".
Это художественное искательство, поиск иных способов отражения реальности уходит корнями еще в труды Платона: он говорил, что вещный мир - лишь отражение истинных образов, а искусство и того хуже - тень от тени, подражание вещам реального мира, которые и сами лишь подражание. Как только художники твердо освоили реализм, они сразу же начали новый поиск: как отразить истинный образ.
Как думаете, удалось ли это Сахаровой?
Подписывайтесь также на мой телеграм-канал ArtxxBooks - новые публикации на тему искусства каждый день!