Найти тему
История искусств

Ольга Сахарофф, русско-каталонская художница 20 века

Каталонский философ Эужени д’Орс, писатель и художественный критик, писал о ней, что никто не смог передать квинтэссенцию каталонского, а точнее даже, специфически барселонского духа так, как эта женщина - Ольга Сахарова, эмигрантка из Российской империи.

Ольга Сахарова (Сахарофф), 1881-1967. Автопортрет, 1932 г. Стало быть, здесь ей должен быть 51 год
Ольга Сахарова (Сахарофф), 1881-1967. Автопортрет, 1932 г. Стало быть, здесь ей должен быть 51 год

Ольга Сахарова родилась в 1881 году в Тифлисе (и на этом основании подлый Chrstie's назовет ее грузинкой - будто бы всякий подданный Британской империи, рожденный в Индии - непременно индус).

Родители Ольги (мать, Елизавета Глотова, и отец, микробиолог Николай Сахаров) поженились лишь спустя несколько лет после рождения дочери. Не могу себе представить, как это могло отразиться на девочке. С одной стороны, нравы, наверное, стали свободнее, чем в "Анне Карениной" (1873-1877), а с другой стороны - это ведь все-таки Тифлис.

Я намеренно акцентирую внимание на дореволюционном названии города. В моей голове столица Грузии четко делится на азиатский Тблиси, который так любит Зураб Церетели), и изысканный европейский Тифлис, где исключительно приятно пить белое вино на отделанной мозаикой террасе.

Вот Тифлис, на мой взгляд, восхитительно сочетается с живописью Сахаровой.

Тбилиси, из личного архива
Тбилиси, из личного архива

Как бы то ни было, в 1905 году Ольга Сахарова прибывает в Санкт-Петербург.

1905 год - это год Первой русской революции, год Кровавого воскресенья, но и время расцвета Северного модерна тоже, время утонченной культуры и эстетизма.

Тени модерна. Санкт-Петербург, из личного архива
Тени модерна. Санкт-Петербург, из личного архива

"Утонченная" и "изысканная" - такими словами я бы охарактеризовала живопись Сахаровой (несмотря на увлечение художницы наивным искусством и примитивизмом).

Мне особенно нравится этот портрет Жильберты Тинторер, жены пианиста и композитора Гонсаля Тинторера (Gonçal Tintorer Latour). На потрете изящно сочетается абсолютно живое лицо модели, с торчащими волосками на макушке, пушком над верхней губой, густыми бровями и прекрасными задумчивыми глазами, - и подчеркнуто декоративный фон. В сочетании с задумчиво-мечтательным взглядом женщины эти цветы (будто бы нарисованные детской рукой) выглядят отражением ее внутреннего мира, чем-то нереальным.

Ольга Сахарова (Сахарофф), "Портрет Жильберты Тинторер", ок. 1930г. Портрет был продан в 2014 году на Christie's за 5000 фунтов.
Ольга Сахарова (Сахарофф), "Портрет Жильберты Тинторер", ок. 1930г. Портрет был продан в 2014 году на Christie's за 5000 фунтов.

А посмотрите на эти хитрющие собачьи морды! Они будто бы повторяют узкое лицо хозяйки и ее прекрасные темные глаза. Но хозяйка погружена в себя, а собаки смотрят прямо на зрителя.

На художественный стиль Сахаровой более всего повлиял Анри Руссо "Таможенник", умерший в 1910 году.

Вот и живопись Сахаровой как будто бы принадлежит фин де сьеклю и к 1930-м (а тем более 1960-м) такой стиль уже был немодным. Художница это осознавала, но ей было все равно. Как и Руссо, она искала "высшую простоту".

Это художественное искательство, поиск иных способов отражения реальности уходит корнями еще в труды Платона: он говорил, что вещный мир - лишь отражение истинных образов, а искусство и того хуже - тень от тени, подражание вещам реального мира, которые и сами лишь подражание. Как только художники твердо освоили реализм, они сразу же начали новый поиск: как отразить истинный образ.

Как думаете, удалось ли это Сахаровой?

Ольга Сахарова (Сахарофф). "Девочка на балконе". Ок. 1951г.
Ольга Сахарова (Сахарофф). "Девочка на балконе". Ок. 1951г.

Подписывайтесь также на мой телеграм-канал ArtxxBooks - новые публикации на тему искусства каждый день!