Другими словами, в чем секрет крепкой семьи? Сейчас об этом ракурсе.
Виктория Токарева, которая однажды и навсегда удачно вышла замуж, также как все, жила в поисках счастья долгие годы. И вот совсем недавно, будучи уже довольно зрелой женщиной, открыла, что она абсолютно счастливая.
Есть авторы, которым доверяешь. Виктория Токарева, хотя она не только женская писательница, она еще и автор сценариев к известным фильмам – «Джентльмены удачи», «Мимино» и других, - однозначно пользуется авторитетом среди женской аудитории. А что обычно интересует читательницу кроме житейских перипетий, правильно, ответ на вечный вопрос: можно ли быть счастливой в браке?
В одном интервью она признается:
Феллини однажды сказал обо мне: "Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо". Можно воспринимать жизнь как испытание, и тогда все плохо. А можно воспринимать жизнь как благо. Что может быть после жизни? Ледяная пустота. А мы живые! Мы проснулись. А как пахнет кофе! И как хорошо видеть друзей... Всегда есть повод для радости и просто для покоя. Правда, для этого надо немножко постареть. Так что если кому что-то не нравится, подождите немножко - и скоро вам все будет хорошо.
В большинстве ее произведений главная героиня женщина. Часто это женщина, обремененная семьей. Вот как в повести «Дерево на крыше». Кстати, прообразом героини Веры стала Любовь Соколова, сыгравшая множество ролей, где она мать или бабушка. А в жизни она жена Георгия Данелия, нелюбимая жена, жена-обуза, с которой он живет из-за сына. Вообще, эта повесть удивительная, это психологически глубокая вещь, в которой автор – любовница главного героя, пытается проникнуть в душу нелюбимой жены. И на мой взгляд, делает она это с позиции сострадания и сочувствия, милосердия. Согласитесь, очень странная призма для любовницы. Но не без иронии и сарказма с ее стороны.
Подрывая основы своей семьи – живет с нелюбимым, но удобным мужем и основы семьи своего возлюбленного, который тоже приспособился. Режиссеру неплохо: жена тащит на своих плечах все семейные проблемы (он к тому же еще и алкоголик), создает ежедневный уют, обволакивает его заботой (всегда сыт, обихожен), прощает его адюльтеры, принимает в своем доме соперницу и не обижает мужа ни словом, ни подозрением, ни попреком. Понятно, ведь она много старше его и боится потерять это сокровище.
А что же молодая сценаристка Лена? Она давно разлюбила мужа и тяготится своими отношениями. Ее увлекает новый роман с таким глубоким, талантливым, хотя и противоречивым, человеком, который, естественно, нуждается в ней, как в музе. Но и мужа оставить она не решается. Тем более, что режиссер не собирается бросать свою жену.
Эта история длилась долго и, как всегда бывает, закончилась ничем. Люди живут компромиссами и выживают за их же счет.
Почему же так происходит? Потому все хотят счастья, но помимо этого герои боятся разрушить налаженную жизнь и боятся сделать несчастными своих близких, можно сказать, жертвуя своим счастьем. Ведь любовь, семья и счастье – это неравнозначные понятия.
Токарева признается:
Мне очень хорошо сказал один мой знакомый. «У тебя такой прочный брак, потому что у тебя с мужем совпадают недостатки». Достоинства, они совпадают во всех случаях, как первая группа крови с любой другой группой крови. А вот когда совпадают недостатки, вот это и есть залог долгой жизни.
А потом делится, что не любит мыть посуду и никогда это не делает. Зато посуду моет муж, он тоже не любит это делать, но ради спокойствия в семье несет эту повинность многие годы и уже смирился. Хотя он известный инженер, уважаемый человек и имеет массу обязанностей.
И добавляет, что важным условием крепкой семьи также являются гены – из какой семьи мужчина. Если в его семье не было разводов, то и он любыми средствами будет сохранять семью, даже не всегда оставаясь верным жене. Приводит пример Кончаловского, у которого было восемь жен и который гордился геном неверности.
В чем же секрет стабильности семьи, есть ли рецепт, как не разойтись? Эксперт Токарева считает, что важней стабильности постоянная влюбленность, хорошо если в мужа, но если не в мужа – тоже хорошо.
От стабильности тоже с ума сойдешь. Не знаю, я состояние влюбленности обожаю. Обожаю. Потому что даже, знаете ли, вот состояние души, мне кажется, что состояние души, когда человек влюблен, оно наиболее близко к божественному. Совершенно по-другому кровь бежит. Она горит, она искрится, из глаз искры. Мечта.
Вот и все секреты: просто семья ее держалась на терпении мужа, прощавшего ей влюбленности. Писателю они жизненно необходимы. Ну сделаем вывод за автора. Умение прощать – вот секрет стабильности, по логике вещей. Пусть прощает один из супругов, это будет залогом прочности семьи.
По-другому это качество можно назвать умением подстраиваться под партнера. Однако, здесь есть нюанс, как считает писательница:
Но если внутренняя конструкция у тебя с твоим мужчиной разная, это ничего не даст. Сбежишь. Или он сбежит. Ну если только тебе не достался совсем уж редкий женский дар: подстраиваться под партнера, не теряя себя. Но на это способны единицы. Остальные все больше "душечки".
Что, так просто?
Любить, терпеть, уметь прощать и приспосабливаться?
Поверим мудрой женщине, она, пожалуй, права.
"Жизнь, оказывается, – счастье и праздник, когда рядом тот, кто тебе нужен."
Женщина без семейных обязанностей как бы и не женщина. Для чего она существует? Чтобы рожать, кормить, любить своего ребенка и служить ему всю жизнь.
Как говорится, эта жизнь устроена гораздо проще, чем мы про нее думаем.
Птичка Степная*