Во-первых, чисто не везде, конечно. Очень грязно в местах скопления эмигрантов из южных колоний. Но в остальных районах Франции пока еще чисто.
Есть такая общепринятая точка зрения, что чисто на Западе потому, что там какие-то особо чистоплотные люди. И они, мол, просто не мусорят. А если насвинячили — то, якобы, сами за собой убирают.
На самом деле все не так. Люди мусорят везде. Это наша особенность. Все гоминиды свинячат. Просто когда ты шимпанзе-бонобо на берегу реки Конго, свинячишь ты огрызками фруктов, ореховой шелухой и, если повезет, скорлупой от птичьих яиц.
А когда ты хомо сапиенс, свинячить ты можешь масштабнее. Ну и, по возможности, не отказываешь себе в этом. Это не я придумала. Спросите Дробышевского.
Так что наша хтоническая срань — это не потому что люди на постсоветском пространстве какие-то особые грязнули.
Я вот жила в Гоа три сезона (три года по шесть месяцев), там, несмотря на тропический климат, вечное ласковое солнышко и вообще красоту, хтоническая срань еще круче.
И нет, мы с индийцами не одного поля ягоды. Просто и у нас, и у них организация общественных отношений построена иначе, чем в той же Франции.
***
В Индии грязно потому, что там до сих пор очень сильно классовое, разделенное на касты общество. И вот, по идее, есть касты дворников, есть касты уборщиков. Но уже несколько десятков лет официальная пропаганда рассказывает что все, нет больше каст, типа, вы теперь все одинаковые.
И к чему эта пропаганда приводит в классовом обществе? К тому, что эксплуатируемые всю жизнь низшие касты говорят:
— О, ну супер! Мне больше не надо быть дворником. Я не обязан собирать мусор, мести и мыть улицы!
А высшие касты до сих пор уверены, что для уборки есть те самые касты дворников, и поэтому им, богачам незачем запариваться чистотой улиц, нанимать на капиталистической основе уборщиков за вменяемые деньги.
И если людей из низших каст я лично могу понять — они больше не обязаны подбирать г**но с улиц за засранцами, у них есть другие планы на жизнь — то людей из высших каст я прямо не перевариваю. У вас есть бабки нанять дворников! Ну что вы такие жадные? В г**не согласны утонуть по уши, но вкладываться в чистоту улиц и не подумаете, мрази вы средневековые.
***
В СНГ ситуация с грязью на улицах вообще другая. В СССР такой проблемы не было, потому что я сама лично помню из детства, что люди были дружны. Соседи в нашем дворе, как и в соседних дворах, сами, даже без пенделя из домоуправления, собирались на субботники. Плюс дворники были в введении городского и районных ЖКХ — и дворники выполняли свою работу согласно плану.
А как только СССР разрушился, то, во-первых, развалились жилищно-коммунальные хозяйства, потому что государство болт положило на спонсирование этих "ненужных" предприятий; а во-вторых, люди стали отдаляться, изолироваться друг от друга. Ведь при капитализме человек человеку волк. "Зачем я буду ходить мести двор и сажать саженцы, а потом их поливать, подкармливать, окучивать? Чтобы кто-то другой потом сидел в тени моего дерева? А он мне за это заплатит? А то я ведь за свои кровные покупаю воду, лопату, саженец, подкормку"
Вот поэтому особенно тоскливая хтонь разлилась по СНГ после развала СССР. Ее, такой тоскливой, не было даже в кошмарных 1987-1991 годах. А с наступлением рынка понеслось г**но по трубам.
***
Во Франции же чисто, потому что там есть такое понятие, как коммуны. Исторически, еще со времен Великой Французской Революции, сложившиеся общности людей, которые согласились договариваться между собой. Люди собрались и решили: что вот теперь они живут коммуной. То есть решают все, какие возможно, социальные вопросы сообща.
Например решают скинуться и нанять дворников. Никто там особо не отличается от нас, они там точно так же свинячат. Просто скидываются на дворника и тот уже ходит и все убирает. Именно поэтому во Франции чисто даже во всяких мелких городках на три десятка домиков высоко в горах.
Французы скидываются и на ремонт дорог, и на охрану территории, и на прочие социальные вещи. И опять же. Не хочешь или не можешь скидываться — никто не заставит. Но тогда ты обязан либо идти работать тем самым дворником, на которого мы тут все скинулись, либо тогда вали из нашей коммуны. Иначе жить спокойно мы тебе здесь не дадим.
А вот там, где к житью в коммунах люди не привыкли (например, в микрорайонах на окраинах Парижа, где живут эмигранты из, преимущественно, Африки), там и срач стоит точно такой же, как в каких-нибудь спальных районах на окраинах наших городов.
А там, где люди вынуждены жить в коммуне, там всегда все чисто и более-менее отремонтировано.
***
С одной стороны, коммуны это хорошо. Но с другой, для решения всех социальных вопросов силы у коммун все же маловаты. Опять же, потому что коммуны организованы в капиталистическом обществе и денег для решения каких-то серьезных задач коммуна собрать просто не сможет.
Пример.
В 2020 году, в октябре сдурела мелкая горная речушка Везюби, поднялась на 7 метров и снесла к херам несколько городков. В обычном состоянии Везюби метров пять шириной, а глубиной сантиметров сорок. А тут ее разнесло на пятьдесят метров в ширину и на семь метров в высоту. И по ней понеслись куски скал, валуны, грязь, поваленные деревья, разрушенные дома, захваченные потоком автомобили. Люди. Это было страшно. Сель.
Сели в горах во время затяжных дождей или в жару, во время таяния снега — обычное дело.
Но у нас в Алма-Ате везде стоит селезащита, спасибо Советскому Союзу. А вокруг Ниццы не стоит. И вот там во время того селя хтоническая срань была пострашнее, чем в самом глухом и отсталом зажопинске на наших постсоветских просторах.
И там до сих пор — уже скоро три года(!) — не отремонтированы мосты и дороги, люди остались без жилья, без документов, без работы, без денег. И когда оно там все восстановится, фиг его знает. Макрон прилетал сразу после шторма Але́кс, обещал помощь, починку, восстановление. Но до сих пор люди, живущие в 40 км от Ниццы, вынуждены делать крюк в 100 км, чтобы добраться из какого-нибудь Рокбийера или Сен-Мартена до побережья.
Откуда я все это знаю. Я уже писала, что моя младшая сестра живет во Франции.
В общем, что сказать? Коммуны прекрасны — ты просто вынужден становиться более социальным, ответственным и инициативным, и должен вместе с соседями организовывать себе дворников и ремонт дорог, ясли для детей и поддержку бедноты в своем городе (как раз бедняков чаще всего и нанимают дворниками, чтобы не за просто так им деньги и/или продукты выдавать, а так, чтобы и от них хоть какая-то польза была).
А с другой стороны, если наступает какая-то крупная проблема, типа того урагана Алекс, у коммуны просто не хватает денег и сил справиться. А правительство там тянет резину точно так же, как у нас. Потому что правительство капиталистическое. И тратить бабло без надежды на прибыль, ради восстановления каких-то там разрушенных деревень и человеческих жизней — ну вот еще!
И в общем, вывод.
Нам надо учиться не тому, чтобы "не мусорить". Потому что не мусорить — это для нас нереально. Мусорить — это наша видовая особенность. Поэтому и в Европе люди точно такие же засранцы, как и везде.
А вот что нам надо — это заново учиться коммуницировать друг с другом. В прямом смысле коммуницировать. Собираться в коммуны, договариваться и скидываться. И лучше собираться в коммуны максимально широко. Идеально сделать коммуну в масштабах государства. То есть, делать государство коммунистическим. А вы думали, откуда термин "коммунизм"? Вот оттуда, из коммун революционной Франции.
***
И нам еще учиться и учиться этому. А то мама моя тут пыталась с соседями по подъезду договориться, отремонтировать электрику в подъезде — старая электрика коротит, лампочки сгорают как ненормальные, а шариться вечерами в темном подъезде — то еще развлечение. Так ведь ее послали нафиг 14 квартир из 16-и. Мол, фонарики у всех в смартфонах есть. Ну и пришлось ей самой нанимать электриков.
Вот только что звонила, жаловалась.
А я захотела написать о том, почему "там" чисто, а "здесь" грязно, хотя и там, и здесь живут совершенно одинаковые гоминиды.
__________________________
Не забудьте про лайк. Или дизлайк
Еще почитать:
Как переехать во Францию
Начальники садятся вам на шею?
Ницца и божоле-нуво