В системе наказаний можно выделить несколько этапов становления и первым в фокусе Фуко были рассмотрены публичные и жесткие процессы с пытками и громкими казнями, которые были распространены с эпохи классического средневековья и до начала XVIII в.
Главным правовым вектором в это время была защита суверена, т.е. любое правонарушение считалось оскорблением власти монарха, в полной мере такое понимание стало отражать действительность во время абсолютного правления, апогеем которого можно считать эпоху Людовика XIV.
Другой особенностью стало специфическая работа с категорией истины, которая в лучших традициях схоластической науки препарировалась и судебные заключения выносились по доказательствам, которые отражали четверть истины или половину.
Еще одной выпуклостью в теории истины в это время считаются публичные процессы, являющиеся прямым актом утверждения истины (жестом, здесь Фуко следует традиции школы Анналов, подобную интерпретацию дает Жак Ле Гофф и более ранние авторы этого направления и близкому к нему[1]). Укажем ситуацию с экзекуцией над телом уже мертвого правонарушителя[2], атаки народа на палачей как носителей отрицательных символов[3] и многие другие примеры, которые подтверждают мысль о глубокой символичности «театральности» системы наказаний.
Однако главный посыл Фуко в главе, касающийся периода до начала XVIII в. (2 глава 1 часть) – борьба двух дискурсов: суверена и народа – поэтому так важна театральность казни, чтобы показать людям силу и утвердить абсолютную власть правителя — все это асимметрия власти, по словам автора[4].
Дискурс многозначный термин, означающий, в общем смысле, речь, процессы языковой деятельности и предполагающие их системы понятий.Уже к концу 1980-х годов под дискурсом начинают понимать сложное коммуникативное явление, сложную систему иерархии знаний, включающую, кроме текста, экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата и др.) как идеологические установки, учёт которых необходим для понимания текста. С этим связана традиция, идущая от М. Фуко которая требует включения в контекст рассмотрения дискурса властных отношений и других идеологических форм, под действием которых дискурс приобретает социально актуальное значение.
Главенствующая структура в подобной системе наказаний: Истина – Власть, доказать причину самое важное в этом случае, поэтому начинаются развиваться системы дознания, однако контроль здесь сталкивается с дискурсом народа, который становится, с увеличением населения, больше и агрессивнее, известны бунты в защиту преступников. Так или иначе смена экономических и социальных условий толкает власть к модернизации, что и происходит уже в начале XVIII в.
Структурализм (работа со структурами, например, истина-власть) определялся Фуко как «анонимное мышление, знание без субъекта, теория без идентичности». Философ рассматривал человека как объект воздействия внешних сил и событий, отказавшис от гуманизма и наивной и иллюзорной, с его точки зрения, веры в свободу. Эти установки привели к деконструкции истории и социальных наук. И к построению генеалогии современной тюрьмы и системы наказаний.
[1] Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: T8, 2014. 478 с. Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. 560 с.
[2] Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. С. 65.
[3] Там же. С. 67.
[4] Там же. С. 70.