Толщина брони или время виража? Что важнее?
Темы в интернете вообще, и в Дзене в частности, весьма популярные. До диких грубостей и непристойных выражений в адрес друг друга спорят сторонники той или иной точки зрения. Причем неважно, идет ли речь о сравнении Т-34 с PzKpfw V, Пе-2 с Ju-87, АК с М16 или Мста-Б с М777. Мощность двигателя, скороподъемность, калибр, время разворота башни, прицельная дальность, комфорт экипажа и великое множество других технических (и не только технических) характеристик идут в ход в качестве аргументов сторон.
Забывается в этих спорах чаще всего главное: Победа. Лучшее средство не то, которое быстрее крутится или дальше и точнее выплевывает в сторону супостата какой-то «подарочек», а то, производство и применение которого обеспечивает в итоге Победу.
По ходу пьесы, разумеется, проводится анализ как эффективности той или иной вафли, так и возможностей науки и промышленности по воспроизводству оной, делаются определенные выводы, делаются соответствующие корректировки.
В идеале – выводы и корректировки правильные. Реально же – по-всякому бывает, конечно. Ибо и практическое применение, и выводы с корректировками, и разработку и производство того или иного вида вафель во всех случаях осуществляет Человек.
Не один Человек, конечно, а множество Человеков. Каждый на своем уровне. От Верховного главнокомандующего до рядового Пупкина. От Генерального конструктора до слесаря-сборщика. От министра финансов до бухгалтера артели «Напрасный труд». И так далее…
И уровень порядочности, интеллекта, образования, должностных обязанностей, взглядов на жизнь, условий работы в этих цепочках у разных Человеков – разный! И сильно несовпадающий на разных уровнях цепочки и между цепочками в целом. Конструктор стремится сделать вафлю посовершенней, и поэтому вынужден усложнять. Производственнику важно воспроизвести конструкцию в железе, и ему поэтому чем проще конструкция, тем лучше. Финансисту, что в цепочке повыше, важно удешевить. А тому, что пониже – наоборот, заполучить побольше финансовых средств…
Самое сложное в этих условиях – обеспечить безусловное выполнение каждым его обязанностей и минимизировать несбалансированное вредное взаимное влияние как внутри каждой цепочки между ее уровнями, так и между различными цепочками. А это еще одна цепочка. «Замполиты, политруки, но по-прежнему комиссары!». Так в одной советской песне пелось.
Как хотите называйте этих людей, но они крайне необходимы, на мой взгляд. Как комиссары, которые предназначались для приглядывания за нерадивым комсоставом, так и политруки, которые первыми выскакивали из окопов и увлекали за собой бойцов.
А что касается того, какое изделие лучше – маленький пример из довольно-таки далекого прошлого. Без прицельной дальности и кучности.
Просто так.
Итак, Конча-Заспа. Недавно вычитал, что это по статусу некий аналог Рублевки, что под Москвой, но расположенный в окрестностях другой столицы. Интернет говорит, что там сейчас – олимпийская тренировочная база вообще и футбольной команды «Динамо» в частности. Не нашего Динамо, если что, а того Динамо, в котором когда-то играл Олег Блохин.
А почти 50 лет назад там была база «квокеров» - полигон КВВОКУ, которым периодически пользовались не только его хозяева, но и многие другие заинтересованные. В том числе и мы – палили там из АК и ПМ, швыряли РГД-5. Там же один квокер-четверокурсник в году примерно 1976-м умудрился хлопнуть РПГ в своих руках, в результате чего его приятель со второго курса, которому старший товарищ якобы показывал порядок обращения с изделием, мгновенно ушел в лучший мир, а сам «учитель» умудрился отделаться лишь потерей кисти руки.
Но речь не об этом печальном инциденте.
Привезли нас туда поздно вечером на ночные занятия. А полигон огромный! Забором его не огородишь, часовых не наставишь. В принципе, в опасную зону, где со сверхзвуковой скоростью летают изящные металлические изделия весом 7,9 г, теоретически могли забрести совершенно посторонние люди. Поэтому несколько человек, в том числе и меня, посадили в кузов Газ-66 и повезли «в оцепление». Вместе с моим приятелем высадили на пересечении лесных дорог, строго-настрого наказали «никого в ту сторону не пущать», и грузовик уехал к следующему лесному перекрестку.
Мы с приятелем оказались несерьезными охранниками, и поэтому, как только красные фонарики машины скрылись за деревьями, завернулись в плащ-палатки и улеглись спать под ближайшей сосной.
На рассвете проснулись от звуков автомобильного мотора. Тот же «шишарик» привез нас непосредственно к стрельбищу. Наши товарищу к этому времени все положенные ночные упражнения выполнили, и теперь вполне честно валялись под соснами в ожидании окончания мероприятия.
А у нас с ночными делами получился облом: пока то да сё, солнце взошло. Но положенные для первого упражнения 10 штук изделий 7,62х39 нам выдали. Мы впихнули их в магазины и под командой старшины отправились на рубеж.
- Заряжай!
Пристегнули магазины, передернули затворы…
- [такой-то] к стрельбе готов! - отрапортовал мой приятель.
А я не отрапортовал. Затвор застрял, не дойдя пару сантиметров. Все мои попытки сдвинуть его назад или вперед были совершенно безрезультатны: в АК, пока мы спали под деревом, набился песок. Наверное, сам набился, потому как я-то уж точно специально его туда не засыпал!
Увидев мои мучения, старшина отобрал у меня АК и скомандовал приятелю:
- Огонь!
Протарахтели три короткие очереди, под конец – одиночный хлопок.
- Стрельбу закончил!
- Разряжай!
Ну, и так далее, по инструкции.
Подергав затвор моего АК и убедившись, что руками сделать ничего нельзя, старшина упер автомат стволом в землю (всё в тот же песок!) и двумя ударами каблука по рукоятке затворной рамы (так этот крючок правильно называется) вбил-таки патрон в патронник! А потом «от бедра» одной длинной очередью выпустил в сторону мишеней всё, что было в магазине. Отстегнул, передернул, щелкнул.
- На, держи! И пошел вон с рубежа!
На мою робкую попытку выпросить-таки возможность выполнить упражнение старшина отреагировал своеобразно:
- Ты всё понял?
- Да.
- Что именно?
- Что песок…
- Не песок. А ты. Ты не знал, что делать, и в реальной критической ситуации мог остаться беспомощным. Запомни: автомат не подведет – он абсолютно надежен! Если ты сам себя не подведешь.
Конечно, за точность диалога поручиться никак не могу: почти полвека прошло с тех пор. Но смысл был именно такой.
Странно, но меня тогда даже не наказали. Более того: «зачет» старшина поставил! Видимо, поверил, что я действительно всё понял.
А старшина-то был, между прочим, таким же пацаном, как я! На пару лет всего старше.