Отрадно наблюдать как меняется мир вокруг нас. Как меняется общество и его отношение к людям с особенностями. Как среда становится все более дружественной и инклюзивной, а наука 👨🔬 развивается и находит все больше возможностей для абилитации детей с особенностями развития.
Уже не надо никому доказывать, что прикладной анализ поведения — это must have для ребенка с РАС. Клинические рекомендации, одобренные Минздравом, не оставляют места досужим спорам.
Но к сожалению, нередки случаи, когда занятия ведут люди, преисполненные благих намерений и искренне стремящиеся помочь, но не обладающие необходимыми компетенциями. Это приводит не только к впустую потраченным ресурсам семьи и времени, но и непростительным ошибкам.
Итак, самые распространенные из ошибок в прикладном анализе поведения ⤵
1. Неверный выбор места и времени подкрепления, когда специалист думает, что поощряет выполнение задания, а на самом деле закрепляет нежелательное поведение в виде нытья или криков, которые сопровождают упражнение.
2. Неверно выбранное подкрепление, когда сложность задания выше, чем привлекательность выбранного поощрения.
3. Застревание на «дополнительном» подкреплении и игнорирование возможностей «естественного» подкрепления.
4. Попытки научить детей с аутизмом «додуматься» до правильного действия или решения, вместо того, чтоб обучать через подсказки, с постепенным их уменьшением.
5. Неверно выбранные подсказки (например, вербальные, вместо физических), без отслеживания динамики освоения навыка и последующего постепенного снижения подсказок.
6. Обучение невербальных детей только имитации, без попыток развить экспрессивные навыки.
7. Фиксация на работе с артикуляционным аппаратом ребенка и игнорирование развития функциональных навыков общения.
8. Игнорирование оценки дефицитов конкретного ребенка, для построения стратегии вмешательства с учетом приоритетных для данного возраста навыков.
9. Отсутствие постоянного мониторинга прогресса и фиксации данных.
10. Приоритезация академических знаний, с игнорированием функциональных.
Будьте включенными специалистами 💁♀, будьте информированными и внимательными, будьте требовательными и рациональными. И тогда жизнь ваших учеников изменится в лучшую сторону.
✔ Проект «Развитие и поддержка инклюзивных подходов к организации обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, включая РАС, в Дальневосточном федеральном округе» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
#СоциальныеПроектыИПАП #ИПАП #аутизмОбучение #прикладнойанализповедения #ПАП #АВАтерапия #АВАобучение #ПрезидентскиеГранты #ФондПрезидентскихГрантов