Школам могут разрешить вводить дополнительные уроки русского языка для детей мигрантов – инициативу чиновников обсудили эксперты Media-MIG.
Минпросвещения РФ подготовило проект приказа о поправках в закон об образовании. Идея чиновников заключается в наделении школ правом включать в учебный план дополнительные уроки, курсы по русскому языку для детей мигрантов.
Число детей мигрантов растет
В ведомстве поясняют, что ежегодно численность трудовых мигрантов, в том числе приезжающих в Россию с несовершеннолетними детьми, растет. Так, согласно статистическим данным, число несовершеннолетних иностранных граждан, получающих образование, с 2021 года выросло на 74 135 человек. Вместе с тем, по результатам проведения первичной диагностики было установлено, что 77% детей с миграционной историей слабо владеют или не владеют русским языком.
«Проводится диагностика обучающихся на уровень владения русским языком в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации», - говорится в тексте документа.
Программу обучения предлагают разбить на три модели. Первая – для детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком. Вторая – для владеющих русским, но имеющих трудности в освоении образовательных программ. Третья – для детей, показавших высокий уровень владения русским языком.
Документ находится в стадии обсуждения. При этом отмечается, что принятие приказа не повлечет за собой увеличения федерального бюджета.
Расходы лягут на регионы
Денежное бремя в части оплаты дополнительной работы учителя, по словам председателя межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого, ляжет на региональные бюджеты.
«Сейчас специально разрабатываются, а также имеются учебники русского языка для детей-мигрантов. Принципиально нового ничего нет, но для школ это не финансируется. От того, что Минпросвещение разрешит эти курсы вводить, ничего не изменится, финансирование образования отдано регионам и вряд ли там захотят увеличивать бюджет с учетом нужд мигрантов. Если денег на это не будет, то учителя не будут заинтересованы. Работать бесплатно, думаю, никто не захочет. Финансирование - главный вариант, если государство, в самом деле, захотело этих детей учить» - убежден Луховицкий.
При этом собеседник Media-MIG считает странным, когда слышит, что дети-мигрантов не хотят учить русский язык.
«Любой нормальный человек хочет изучить язык страны, где он живет. Дело не в желании, а в организации этого обучения», - подчеркнул Луховицкий.
Иной позиции придерживается первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Михаил Берулава. В беседе с корреспондентом Media-MIG он заявил, что деньги на оплату работы учителя найдутся.
«Неоплачиваемой работы учителя не будут проводить. Деньги на это есть.
Особый подход к детям-мигрантам не нужен. У нас есть учебники для обучения, переподготовки. Конечно, нам надо учитывать их психологические особенности, а так, чтобы изолировать, обучать отдельно – нет, они должны интегрироваться через образование, спорт, культуру», - сказал депутат.
Ответственность родителей
Решить финансовые вопросы можно на уровне школы, считает глава Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуры Лилия Гумерова. В тоже время сенатор говорит, что многое зависит и от позиции родителей.
«Мы понимаем, что если есть необходимость дополнительных занятий, то это должно оплачиваться учителю. Все, что касается методик, компетенций, нам дорог каждый ребенок, потому и делать надо все для их интеграции. Закрывать на это глаза нельзя. Думаю, что проблем не возникнет. Всегда на уровне учреждения регулировались эти вопросы. Нужны и меры к мотивации родителей. Думаю, что любой ответственный родитель хочет, чтобы его ребенок получил образование, понимает, насколько выигрышно он будет смотреться, если знает русский язык», - сказала Гумерова в интервью Media-MIG.
Сенатор убеждена, что для успешного обучения русскому языку детей-мигрантов одного лишь приказа Минпросвещения мало. Она предлагает посоветоваться с учеными, педагогами и разработать методики преподавания и работы с такими детьми.
«Универсального рецепта преподавания русского языка детям-мигрантов быть не может. Проблема, что приходят дети, не владеющие или слабо владеющие русским языком, имеет место. Безусловно, мы должны учитывать эти особенности и интегрировать их в наше образовательное пространство. Если говорить о методиках преподавания, то это зависит от уровня владения русским языком. Исходя из этого, мы и должны выстраивать свою работу. Наивно полгать, что ребенок будет усваивать другие предметы, если он плохо владеет русским языком. Соответственно нужна система, которая позволит диагностировать, далее оказывать помощь таким ребятам, профилактировать может не совсем правильное слово, но сейчас законодательство движется в этом направлении, чтобы системы образования и здравоохранении видели ребенка. Тогда бы к первому классу мы уже могли бы подготовить ребенка», - считает Гумерова.
Ранее Media-MIG писал, что 450 тысяч детей-мигрантов не посещают детские сады и школы. Эксперты среди причин называли и пандемию, когда на «удаленке» некоторые иностранные ребята не смогли продолжить обучение, и нежелание родителей отдавать детей в образовательные учреждения.
В этой связи введение дополнительных уроков кардинально ситуацию не изменит, охватив только тех, кто и так обучается в российских школах. Корень же проблемы в том, что семьи мигрантов вольготно чувствуют себя в России и без русского языка. Такой стиль жизни им позволяют региональные власти, которые, как мы регулярно отмечаем, не считают возможным требовать от въезжающих иностранцев языковых познаний, использовать для этого имеющиеся в своем распоряжении инструменты и контролировать исполнение закона. Все это для исполнителя – сложнейшие задачи.
Стоит ли удивляться, что борьба с детской безграмотностью, проистекающей, очевидно, в первую очередь из особенностей семейного быта мигрантов, сводится к различным формам дополнительной нагрузки на социальную инфраструктуру России.
В этой точке хорошо проявляется обывательское мышление отдельных местных управленцев, элементарно не понимающих государственного курса. Естественный массовый приток иностранцев в Россию – это целый набор козырей для решения проблем и демографии, и экономики, и внешнеполитического развития. Необходимо лишь вникнуть в эти процессы и грамотно ими управлять. Вместо этого, решая задачки попроще и побыстрее, тут и там чиновники рассказывают народу об ужасах миграции, а управление этим явлением спихивают в зону ответственности педагогов, врачей, коммунальщиков.
По итогам мы получаем диссонанс. Глобально усиливается курс на повышение качества миграции, на развитие образовательных инициатив в странах исхода. К примеру, власти Таджикистана предложили России взять шефство над лицеями республики для подготовки кадров под свои задачи. Таких специалистов будут отправлять для восполнения дефицита кадров на российском рынке труда.
Однако далеко не везде на местах государственному курсу способны обеспечить содействие, пасуя перед некомпетентностью или коррупционными схемами.
В интервью Media-MIG директор Института нового общества, политолог и экономист Василий Колташов обратил внимание на своевременность мер, предпринимаемых таджикскими властями. В этой связи в странах-исходах мигрантов необходимо продолжать поддерживать действующие и открывать новые школы с русским языком обучения, усиливать цифровое присутствие российского образования, контролировать реальные навыки прибывающих мигрантов. Именно комплексные меры обеспечат России стабильное, воспитанное на экономической мотивации приграничье с потоками людей, воспринимающих русский мир и принимающих условия цивилизованного с ним взаимодействия.