Оперный дом, открытый в Рязани ещё в 1787 году. Уникальные голоса и судьбы наших земляков оперных певцов Никандра Ханаева, Николая Озерова, Анатолия Орфенова, братьев Пироговых. Рязанский областной музыкальный театр, который в следующем году отметит свое 20-летие. Филармонические программы и концерты классической музыки. Многолетняя традиция проводить летние «Кремлевские вечера». Уникальный Рязанский кремль, в пространстве которого органично живет «прошедшее в настоящем».
Всё это во многом объясняет выбор Рязани местом проведения первого в России Международного фестиваля «Русская опера». Фестиваль поддержали Президентский фонд культурных инициатив, правительство Рязанской области, Рязанская епархия, а также Национальная оперная премия «Онегин». От имени губернатора гостей и участников фестиваля приветствовал заместитель председателя правительства области Валентин Завалёв. Он напомнил о богатых культурных музыкальных традициях рязанского края и пожелал участникам, зрителям и гостям фестиваля успеха и благополучия.
«Русская опера» проходила с 27 по 30 июля и подтвердила общеизвестное: рязанцы любят музыкальную классику, знают и ценят оперное искусство.
Предлагаем вспомнить самые яркие моменты фестиваля.
Концерт-открытие
Прежде всего – все фестивальные события на открытой сцене в Рязанском кремле проходили со зрительским аншлагом. Концерт-открытие фестиваля исключением не стал. Рязанцы рукоплескали Рязанскому камерному оркестру, солистам Большого театра России, театра «Новая опера», театра «Геликон-опера» Андрею Потатурину, Николаю Ерохину, Ксении Нестеренко и Ларисе Костюк.
– Быть всем нам вместе с русской музыкой и с «Русской оперой» в непростое время, когда мы должны защищать русскую культуру, – необыкновенное счастье, – обратился к публике художественный руководитель Камерного оркестра области Сергей Проскурин.
Оркестр исполнил увертюру к создаваемой сейчас им в соавторстве с поэтом Вячеславом Лопухиным символ-опере «Евпатий Коловрат».
В год 150-летия великого композитора и пианиста Сергея Рахманинова в концертной программе на открытии фестиваля звучали его романсы. Интересно, что когда ведущая концерта, музыкальный обозреватель «Радио России» Ольга Русанова спросила солиста Большого театра России Андрея Потатурина, что ему ближе – романс или опера, певец с ответом не замедлил: «Я очень люблю красивую музыку – неважно, романс это либо ария. Но в данном случае постараюсь, чтобы вы полюбили романс». И исполнил романс Сергея Рахманинова «В молчаньи ночи тайной…» на стихи Афанасия Фета.
Зрители услышали различные арии из опер Н.А. Римского-Корсакова, А.В. Даргомыжского, других композиторов. Но особый восторг публики вызвали два фрагмента из самой исполняемой в мире и самой мистической русской оперы – «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Песенку Томского исполнил Андрей Потатурин, арию Германа «Что наша жизнь? Игра!» – солист Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Николай Ерохин.
Духовный акцент
Фестиваль «Русская опера» поддержала Рязанская епархия.
Рязанский кремль – духовный центр всего Рязанского края. Сакральное пространство кремля в последнее время стало и пространством культурным. «Мы рады этому новому явлению. Радостно, что здесь мы видим и слышим прекрасные произведения нашей культуры. Как богослужение обращается к душе человека и цель его – улучшение человека, освобождение его от грехов, так и высокая культура обращается к душе человека, чтобы облагородить все проявления человеческой жизни», – отметил на открытии фестиваля Митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
Большим подарком верующим стала возможность услышать в Христорождественском соборе два духовных произведения Сергея Рахманинова. «Всенощное бдение» и «Литургию Святого Иоанна Златоуста» (она прозвучала в соборе впервые) исполнил Государственный академический хор Московской области имени А.Д. Кожевникова.
Наслаждение «Алеко»
Постановка этой оперы Сергея Рахманинова – опыт совместной работы оркестра, хора и балета Рязанского областного музыкального театра и АНО «Культура рядом» с участием солистов «Геликон-оперы» и других театров Москвы.
– Постановка состоялась, спектакль получился, – сказал после окончания постановки второй режиссер Сергей Гайдей. – Был только один страх и одно опасение – дождь. Тучи ходили-ходили, но в последнее мгновение дождь все-таки передумал и не пошел.
По словам Сергея Гайдея, самая большая сложность была в том, что постановка шла на улице. Иммерсивный формат оперного спектакля – действие разворачивалось прямо на лужайке у стен кремля напротив открытой сцены – включал зрителей в вихрь ярких событий и чувств героев оперы, помогал увидеть и прочувствовать смену настроений и переживания действующих лиц.
Замечательную работу провела с хором хормейстер рязанского музыкального театра Марина Козлова. «В общей сложности хору удалось провести репетиций десять. Обычно спектакль делается за два месяца, это значит в три раза больше репетиций. Артисты быстро выучили наизусть большие объемы текстов», – рассказала она.
Совместных – солистов и хора – было только две репетиции. Особенность постановки и в том, что в состав хора вошли студенты Рязанского музыкального училища.
Новый опыт музыкальный театр обязательно продолжит использовать в дальнейшей творческой работе, уверены и Сергей Гайдей, и Марина Козлова.
А реакция публики вновь была восторженной: рязанцы говорили, что увидели незабываемое зрелище, торжество русского искусства, их восхитили танцевальные номера – зрители отмечали высокий профессионализм артистов и накал эмоций спектакля.
Прошедшее в настоящем: «Хованщина»
Показ на фестивале этого спектакля Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко был двойной премьерой. «Хованщину» впервые показали вне Москвы и на открытом воздухе.
– Я сторонник того, чтобы возить оперные спектакли по замечательным местам, играть их на площадях, в кремлях, на фоне монастырей, крепостей, чтобы музыкальное оперное искусство стало более доступным и обрело новых поклонников и любителей, – рассказал до начала спектакля художественный руководитель оперной труппы театра, главный режиссер Александр Титель.
Пространство Рязанского кремля – потрясающее место, где сам Бог велел играть драматические оперные исторические спектакли. «Здесь ты чувствуешь приобщение к истории Отечества», – признался главный режиссер.
Главные партии исполнили Игорь Коростылев (Досифей), Наталья Зимина (Марфа) и Феликс Кудрявцев (Иван Хованский). Специально смонтированная сцена вмещала более 100 артистов.
Масштаб исторических событий и личностей был наглядным для публики в архитектурных декорациях Рязанского кремля. Три с лишним часа продолжался оперный спектакль. Зрители услышали прекрасные сольные и хоровые партии. И извечные вопросы – о выборе Россией своего пути развития, судьбе русского государства, менталитете российского народа. Ответы звучали тоже. Сегодня они актуальны, потому что отвечают главным вызовам нашего времени.
Марина Кауркина, министр культуры Рязанской области:
– Для Рязанской области оперный фестиваль – уникальное событие. Наш рязанский зритель готов к восприятию такого искусства. Для меня важна премьерность многих событий фестиваля. Хороший опыт приобрели наши артисты. Спектакль «Хованщина» основан на великой музыке великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского в обработке еще одного русского композитора Дмитрия Шостаковича. Русскую музыку нельзя отменить. Она – духоподъемная, всех нас объединяет. И она нужна сегодня всем нам.
Людмила Трухина
Фото Александра Королева
Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Подписывайтесь! Ставьте лайки!
Еще больше новостей и интересных материалов вы найдете на сайте https://rv-ryazan.ru/
Другие материалы Людмилы Трухиной:
#рязань #рязанские ведомости