“ Вот в такую же ночь и туман расстрелял их отряд англичан…” Многие помнят эти строки Есенина. Но мало кто может сказать - чем же, кроме гибели, прославились комиссары.
Бакинская коммуна
Сегодня о ней вспомнят только уроженцы Азербайджана. Да и то - многие недобрым словом. В первые годы Советской власти активисты просто бредили Парижской коммуной. По ее образу и подобию формировались города-республики, идущие к светлому будущему.
Не миновала чаша сия и богатый Баку, стоящий на нефтяных месторождениях. В Совете Народных Комиссаров там председательствовал Степан Шаумян. По некоторым свидетельствам, он даже не состоял в большевистской партии. Зато имел поддержку одной из наиболее многочисленных наций - армян. Их в Баку было примерно столько же, сколько азербайджанцев. И, как и сегодня, между этими диаспорами были конфликты. А вот азербайджанцы своих представителей в Совете не имели. Стоит ли говорить, что обстановка накалилась еще больше?
После Революции каждый народ начал создавать отдельные советы. Кавказ погрузился в хаос. В Баку тем временем большинство мест в Совете заняли большевики и эсеры. Председателем стал Джапаридзе. Город признал Советскую власть, но без кровопролития не обошлось - армяне напали на азербайджанцев, их поддержали правительственные отряды - мусульмане считались политически незрелыми элементами.
Ситуация осложнялась сложностями на германском фронте и турецкой агрессией. По последней мнения разделились - грузины требовали перемирия, азербайджанцы - союза, армяне - войны до последней капли крови. Большевики же думали о том, чтобы с помощью Бакинского Совета управлять всем Кавказом.
После череды боев с исламистами, турками, восставшими дагестанцами, Микоян признал безнадежность положения для “красных”. Коммуна сдала город Диктатуре Центрокаспия.
Здесь началось самое интересное - коммунары, среди которых были тысячи вооруженных бойцов, не приняли участие в обороне города от мусульман. Они хотели покинуть Баку и уйти по воде в Астрахань. Сначала их не выпустили, но через две недели транспорт отчалил. Платой за дезертирство стало оружие и головы начальников. Центрокаспий рассчитывал спросить с большевиков за отсутствие поддержки. Но вскоре мусульмане взяли город и стало не до того. Среди хаоса и резни комиссары сумели бежать. С последним пароходом они покинули пылающий город.
Конец коммунаров
На судне, согласно официальной версии, находились англичане или лояльно к ним настроенная команда. В наше же время историки склоняются, что комиссаров пленили эсеры. И расстреляли за предательство интересов трудового народа, а также финансовые махинации.
Но власти нужны были герои. И их придумали. Благо - в кровавой бане выжили немногие, кто подтвердил бы реальное положение дел.
Как вы считаете, стоит ли переименовывать улицы и сносить памятники, как делают многие “бывшие братья”, или не стоит трогать историю? Пишите в комментах!