Большинство драгоценностей, которые украшали королеву Испании Викторию Евгению (в семье ее называли Эна), были из её собственной коллекции. Но даже королевы иногда берут украшения напрокат. И сегодняшняя история именно о таком венце — тиаре из клубничных листьев. Изящное украшение обрамляло голову испанской королевы на серии официальных портретов, но принадлежало другой королевской особе — матери Эны, принцессе Беатрисе Великобританской.
История тиары из клубничных листьев имеет логичное начало и довольно путанную дальнейшую судьбу. В 1840-х годах ювелир Джозеф Китчинг изготовил для британской королевы Виктории бандо с рубинами и бриллиантами. Правительница была изображена в оригинальном украшении на портрете Винтерхальтера 1855 г.
Однако уже в 1860 г. придворный ювелир Соединённого королевства Гаррард подверг переделке бриллиантово-рубиновое бандо. К украшению был добавлен верхний ряд клубничных листьев. В пояснении к заказу отмечено, что мастер должен добавить бриллиантовые листья клубники и завитки. А также установить рубины между ними.
Тиара из клубничных листьев была переделана как раз перед тем, как королева Виктория на 10 лет сняла все свои яркие украшения. После смерти принца Альберта в 1861 г. она носила только белые драгоценности. Когда безутешная вдова решила вернуть цветные драгоценные камни в свой ювелирный гардероб, тиара из клубничных листьев, украшенная рубинами среди бриллиантов, была одним из первых украшений, которые она надела.
Своеобразный выход из траура произошёл в 1871 г, когда дочь Виктории и Альберта принцесса Луиза Великобританская выходила замуж за маркиза Лорна. Королева Виктория появилась на свадебном торжестве, дополнив свой образ тиарой из клубничных листьев и соответствующими ей украшениями: серьгами, ожерельем и брошью. Кстати заметить, что набор украшений из бриллиантов и рубинов был изготовлен в 1849 г. по эскизам любимого супруга Виктории. О чём она сделала запись в личном дневнике: "Очень довольна прекрасным ожерельем, серьгами и брошью из рубинов и бриллиантов, которые дражайший Альберт изготовил для меня из собственных камней с добавлением новых, которые я купила на деньги, унаследованные от тёти Августы и тёти Софии. Комплект действительно красивый, а у Альберта такой замечательный вкус.".
В 1885 г. Виктория подарила тиару с рубинами и бриллиантами своей младшей дочери принцессе Беатрисе. Украшение стало свадебным подарком королевы для её любимицы на свадьбу с принцем Генрихом Баттенбергским. В описи драгоценностей, произведённой ювелирами "Гаррард" в 1896 г., подарок отмечен следующим образом: "Головное украшение в виде короны из рубинов и бриллиантов, состоящее из 14 гроздей в форме ромба и 13 листьев клубники с рубиново-бриллиантовой лентой.".
В какой-то момент после того, как Беатриса получила тиару, она попросила ювелира увеличить украшение, добавив дополнительный ряд бриллиантовых элементов у основания, включая узор из клубничных листьев, повторяющий верхнюю часть тиары. Это дополнение видно на портрете Беатрисы, написанном испанским художником Хоакином Соролья-и-Бастида. Интрига портрета заключается в том, что художник изобразила тиару как полностью бриллиантовую, хотя в тот момент в оправе всё ещё были рубины.
В начале 1920-х принцесса Беатриса одолжила тиару королевы Виктории своей дочери, к тому времени королеве Испании Виктории Евгении, которая использовала венец для серии портретов, написанных Кристианом Франзена-и-Ниссера.
После смерти принцессы Беатрисы Великобританской королева Эна не унаследовала тиару из клубничных листьев. Рубиновый гарнитур достался старшему брату Эны, Александру 1-му маркизу Кэрисбруку. Его жена Ирен Фрэнсис Адзе Денисон была запечатлена на одном из своих портретов в фамильной тиаре. Но маркиза не была большой поклонницей рубинов. В 1933 г. Ирен воспользовалась услугами ювелирного дома "Cartier" и переделала венец в исключительно бриллиантовое украшение. Маркиза изображена в обновлённой версии венца на своём портрете работы Филиппа де Ласло. Украшение сопровождало владелицу на коронации короля Георга VI в 1937 г., а также на торжественном открытии парламента в 1938 г. и в опере во время государственного визита Франции в 1939 г.
После описанных событий тиара исчезла из поля зрения общественности, и её нынешнее местонахождение неизвестно. В 2009 г. на аукционе "Bonhams" была продана бриллиантовая брошь/кулон, предположительно являющаяся ромбовидной деталью тиары. В мае 2016 г. брошь с рубинами и бриллиантами была перепродана на аукционе "Christie's".
Так что же случилось с тиарой королевы Виктории? К сожалению, похоже, никто не знает. Местонахождение украшения неизвестно. Ещё одна неразгаданная тайна королевской драгоценности…