Вопрос о привлечении отеля (средства размещения) к ответственности в случае отравления постояльца (туриста) не так прост, если углубится в детали.
Напомним:
В турецком отеле Master Family Club 5* в Анталье произошло массовое отравление. Туристы, включая женщину и ее ребенка, почувствовали симптомы 1 июня. Отель предложил обратиться в больницу, но она отказалась и купила лекарства за свой счет. Еще одна беременная женщина с подобными симптомами была отправлена в больницу. Турагент также подтвердил информацию о массовом отравлении.
В первую очередь следует определиться с тем, что имеет место именно отравление (например, вследствие употребления в пищу некачественных продуктов питания, предоставленных отелем), а не, скажем, та же ротавирусная инфекция, которую можно подхватить на пляже.
Это важный момент с точки зрения формирования доказательственной базы и определения субъекта ответственности. Обращение к врачу (и документарная фиксация этого обращения), проведение необходимых медицинских анализов и получение по ним заключения представляется минимальным и первоначальным набором действий в этом случае.
Необходимо понимать, что согласно ч. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Однако по нашему глубокому убеждению, если потребитель не сможет доказать в суде причинно-следственную связь между отравлением и действиями (бездействием) того же отеля в период оказания соответствующего вида услуг, то обращение в суд может потерпеть фиаско.
Оговоримся сразу – универсального рецепта в виде некоего списка документов, который помог бы однозначно установить вину отеля в случившемся, попросту не существует – каждый случай индивидуальный!
Что же все-таки по ответственным лицам?
Если есть стойкая уверенность, что речь идет именно об отравлении в отеле, то относительно субъекта ответственности ситуация тоже интересная, т.к. необходимо понимать, как именно приобретались услуги по размещению – в составе ли комплексного турпакета (туристского продукта) у туроператора или как отдельная услуга (например, самостоятельно).
По общему правилу согласно ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
При этом, согласно ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" по договору о реализации туристского продукта именно туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.
Иными словами, если мы говорим об услугах проживания, которые оказывались за пределами РФ, с великой долей вероятности именно туроператор будет определен как надлежащий субъект ответственности. Хотя потребитель и не лишен права судится непосредственно со средством размещения, но уже на его территории (страны непосредственного оказания услуг).
Если же речь идет об услугах проживания, которые оказывались на территории РФ, то есть опять же ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" говорит о том, что туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо, а, с другой стороны, есть Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" из п. 33 которого прямо следует, что вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления гостиничных услуг, не отвечающих требованиям и (или) условиям договора, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации (под исполнителем понимается как раз отель).
Хотя и нельзя исключать вариант, что к ответственности будет привлечен туроператор.
Относительно услуг проживания, приобретенных самостоятельно, тоже может быть разный подход
Услуги по проживанию за пределами РФ – здесь необходимо внимательно изучить договор, который заключается с лицом, обеспечивающим размещение.
Суть: в зависимости от формулировок, сторон, заключивших договор, можно будет сделать вывод о том, кто будет являться субъектом ответственности (лицо, реализовавшее проживание, или все-таки непосредственно отель, или вообще иное лицо).
Услуги по проживанию на территории РФ – здесь ситуация схожая с описанной выше, но с большей уверенностью можно говорить о том, что именно отель будет субъектом ответственности (впрочем, возможны варианты, т.к. далеко не всегда агенты отелей используют в совей работе корректные договоры, чем могут сами себя подставить).
Общее правило гласит следующее – ч. 1 ст. 1064 ГК РФ: вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом, законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Если резюмировать изложенное, то можно сделать следующие выводы:
1. Отель может быть субъектом ответственности за причинение вреда здоровью.
2. Для привлечения отеля к ответственности необходимо располагать убедительной доказательственной базой, из которой явно будет следовать, что именно вследствие действий (бездействия) отеля возникло причинение вреда здоровью.
Канал "Юристы в туризме" - это самая актуальная информация о юридических тонкостях туризма и самые яркие личности турбизнеса.
Канал принадлежит компании "Юристы для турбизнеса "Байбородин и партнеры" и Общественной организации "ПравТурСоюз". Юридическая поддержка в туризме: +7 (499) 390-78-97, info@ukab.ru
Абонентское юридическое обслуживание
Мы в: ВК, Одноклассниках, Telegram