Найти тему
ЮРИСТЫ В ТУРИЗМЕ

Можно ли привлечь к ответственности отель, в случае если турист отравился во время отпуска?

Оглавление

Вопрос о привлечении отеля (средства размещения) к ответственности в случае отравления постояльца (туриста) не так прост, если углубится в детали.

-2

Напомним:

В турецком отеле Master Family Club 5* в Анталье произошло массовое отравление. Туристы, включая женщину и ее ребенка, почувствовали симптомы 1 июня. Отель предложил обратиться в больницу, но она отказалась и купила лекарства за свой счет. Еще одна беременная женщина с подобными симптомами была отправлена в больницу. Турагент также подтвердил информацию о массовом отравлении.

В первую очередь следует определиться с тем, что имеет место именно отравление (например, вследствие употребления в пищу некачественных продуктов питания, предоставленных отелем), а не, скажем, та же ротавирусная инфекция, которую можно подхватить на пляже.

Это важный момент с точки зрения формирования доказательственной базы и определения субъекта ответственности. Обращение к врачу (и документарная фиксация этого обращения), проведение необходимых медицинских анализов и получение по ним заключения представляется минимальным и первоначальным набором действий в этом случае.

Необходимо понимать, что согласно ч. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Однако по нашему глубокому убеждению, если потребитель не сможет доказать в суде причинно-следственную связь между отравлением и действиями (бездействием) того же отеля в период оказания соответствующего вида услуг, то обращение в суд может потерпеть фиаско.

Оговоримся сразу – универсального рецепта в виде некоего списка документов, который помог бы однозначно установить вину отеля в случившемся, попросту не существует – каждый случай индивидуальный!

-3

Что же все-таки по ответственным лицам?


Если есть стойкая уверенность, что речь идет именно об отравлении в отеле, то относительно субъекта ответственности ситуация тоже интересная, т.к. необходимо понимать, как именно приобретались услуги по размещению – в составе ли комплексного турпакета (туристского продукта) у туроператора или как отдельная услуга (например, самостоятельно).


По общему правилу согласно ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"
потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.


При этом, согласно ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" по договору о реализации туристского продукта
именно туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

-4

Иными словами, если мы говорим об услугах проживания, которые оказывались за пределами РФ, с великой долей вероятности именно туроператор будет определен как надлежащий субъект ответственности. Хотя потребитель и не лишен права судится непосредственно со средством размещения, но уже на его территории (страны непосредственного оказания услуг).

-5

Если же речь идет об услугах проживания, которые оказывались на территории РФ, то есть опять же ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" говорит о том, что туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо, а, с другой стороны, есть Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" из п. 33 которого прямо следует, что вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления гостиничных услуг, не отвечающих требованиям и (или) условиям договора, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации (под исполнителем понимается как раз отель).


Хотя и нельзя исключать вариант, что к ответственности будет привлечен туроператор.

-6

Относительно услуг проживания, приобретенных самостоятельно, тоже может быть разный подход


Услуги по проживанию за пределами РФ – здесь необходимо внимательно изучить договор, который заключается с лицом, обеспечивающим размещение.

Суть: в зависимости от формулировок, сторон, заключивших договор, можно будет сделать вывод о том, кто будет являться субъектом ответственности (лицо, реализовавшее проживание, или все-таки непосредственно отель, или вообще иное лицо).
Услуги по проживанию на территории РФ – здесь ситуация схожая с описанной выше, но с большей уверенностью можно говорить о том, что именно отель будет субъектом ответственности (впрочем, возможны варианты, т.к. далеко не всегда агенты отелей используют в совей работе корректные договоры, чем могут сами себя подставить).

Общее правило гласит следующее – ч. 1 ст. 1064 ГК РФ: вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом, законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

-7


Если резюмировать изложенное, то можно сделать следующие выводы:


1. Отель может быть субъектом ответственности за причинение вреда здоровью.


2. Для привлечения отеля к ответственности необходимо располагать убедительной доказательственной базой, из которой явно будет следовать, что именно вследствие действий (бездействия) отеля возникло причинение вреда здоровью.

Канал "Юристы в туризме" - это самая актуальная информация о юридических тонкостях туризма и самые яркие личности турбизнеса.

Канал принадлежит компании "Юристы для турбизнеса "Байбородин и партнеры" и Общественной организации "ПравТурСоюз". Юридическая поддержка в туризме: +7 (499) 390-78-97, info@ukab.ru

Абонентское юридическое обслуживание

Готовые комплекты документов

Защита в судах

Претензионная работа

Юридические консультации

Мы в: ВК, Одноклассниках, Telegram