Послушайте плейлист Pop-hits 2023 в Spotify и сравните с нашими свежеиспеченными поп-хитами. Если в российских шлягерах это до сих пор дип хаус и техно с Asti-ительным голосом поверх, то электро-поп и хип-хоповость хитов Запада поражает. Сегодня попытаемся ответить на болючий вопрос: где кончается электроника и начинается российский саундпродюсер в разрезе электроники?
Массовость
Шаг вперед, кто считает, что электроника — не массовый жанр? Не согласимся и расскажем тебе про клуб Бергхайм в Берлине (столице электроники) и рейвы по всему миру, поражающие количеством проданных билетов и употреблением свежего воздуха.
Электроника — третий по популярности жанр в музыки в мире. И в России тоже, поверь. Просто вспомни выступление Prodigy в России на Манежной площади, которое посетили 250 000 человек. Или рейв «Gagarin Party» в павильоне «Космос» на ВДНХ — безумство под ракетами.
Тогда рейвы были будто популярнее, чем сейчас. Наше предположение о их массовости связано с тем, что развитие электроники коррелирует, как джаз в XX веке, с развитием уровня демократии. С начала XX века элиты рассматривали новую музыку как угрозу высокой культуре, а следовательно, и на странную электронику можно посмотреть так же. Нет сильной свободы мысли, — и на электронику идти сложно: слишком уж по вуд-стоковски раскрывают природу человека подобные фестивали. Никто же не слышал про рейвы Северной Кореи, да?
Кстати, в России все же есть свобода мысли, но она не такая публичная. Поэтому и электроника обитает где-то там же: на небольших вечеринках и в Мутаборе.
Да, последнее время в России есть Signal, но если посмотреть на line-up…
Имидж
Стоп, а кто вообще смотрит на лайнап Signal’а? Люди просто едут отдохнуть, зная, что в течение трех дней из их голов будет исчезать вся информация о работе. А если понажимать на имена представителей электроники на сайте Signal, то информации о них не будет совсем. Только фоточка.
Назовите нам громкие имена электроники в России. Dj Smash? Ok, Summer of Haze — чел из Тамбова, который открыл людям weedwave. Есть такое.
Единственное громкое имя сегодня — это GSPD, питерская электроника. Однако ребята делают какой-то совершенно отлетевший в плане ностальгии звук, и это далеко от того, чтобы назвать GSPD Теслой в мире электроники. Становится страшно.
Последнее время еще мы слышали и наблюдали за тем, как развивался бэк-сайд проект Cream Soda — STVOL RECORDS. У них появился даже свой собственный клуб, а на YouTube пошли вверх просмотры. Однако, когда Дима, участник группы Cream Soda, скончался, развитие STVOL Records пошло не такими быстрыми темпами, как раньше.
Бешеные сеты Zhu, неумолимый Скот Сторч, Mushroom, Flume, да куча известных людей. Skrillex, Metro Boomin… Наши представители электроники вообще дружат с попсой? Или с рэпом. Битмейкеры против электронщиков, — нам бы хотелось понять, в каких они отношениях? Как будто между сценой, где много денег, и сценой электроники, произошел разрыв земного покрова. Да, есть примеры, которые лишь подтверждают исключения: Biicla работал с Моргеном (признан иноагентом на территории РФ) и Славой Мэрлоу. Есть еще несколько таких кейсов, но их мало. Ребята из электроники, как завещал классик: лезьте, блин, в хип-хоп!
Большинство электронщиков не делают на этом деньги, а играют себе в удовольствие. Поэтому почти никак не борятся за свое имя. Да, можно снять красивый Dj-сет со своей музыкой или выпустить на западной лейбле трек на английскую аудиторию. Да, Скриптонит мечтал лапать Нью-Йьорк, а Моргенштерн (признан иноагентом на территории РФ) и Тимати стремились покорить Запад. И как же сладка мысль о его покорении, когда из трека можно выбросить русский язык?
Лейблы
Факты: чтобы стать представителем сцены электроники и зарабатывать на этом, начинающие таланты ищут западные лейблы и заключают с ними договоры. Все потому, что таких лейблов овер много в Европе (маленькие уютные крылышки, под которые можно спрятаться на время развития своего стиля), но, представьте, нет ни одного в России, где можно было бы классно продвигать свой Future Base или Jersey Club. Куда ты пойдешь, если пишешь электронику? Только не говори, что на Гиперболоид.
Гиперболоид — почти единственный лейбл электронной музыки, который хочется запомнить. Но с ним тоже есть проблема: в Hyperboloid Records занимаются развитием супер-экспериментальной музыки, которая вообще может не принести денег. Напоминает какой-нибудь классный советский кружок по ядерной физике для пионеров. Может, взорвут ребята, а может нет. В любом случае, деньги Гиперболоид, видимо, не интересуют.
У Forbes в 2019 году выходила статья «утечка хауса», про тот самый поток российских ребят зарубеж. Среди них Filatov & Karas, Никита Забелин и многие другие. Марину Кравитц ты знаешь. Утечка продолжается и сегодня.
И пока мы действительно плачем на рейве, заходи на видео платформу ПАНЧ и развивай свою музыкальную карьеру вместе с нами! Тут можно выложить видос со своей демкой или сниппет, и тебя заметят крупные лейблы. Вперед. Ссылка здесь.