Найти тему
ЭТОТ МИР

МАТЬ И КОНТЕЙНИРОВАНИЕ

Контейнирование – термин, введённый Уилфредом Бионом, придавшим особую важность материнской функции в отношениях «мать – дитя», в которых мать принимает от ребёнка неконтролируемые им тревогу и эмоции, превращая их в более переносимые для него переживания.

Бион особо подчеркивал, что мать не является пассивным вместилищем (контейнером) в отношениях с ребёнком, а играет активную роль в процессе осмысления и проработки его тревоги – настолько активную, что этот процесс зависит от «качества контейнера», то есть взрослости и зрелости самой матери.

Ребёнок вызывает у матери чувства, от которых хочет избавиться. Сам он, по причине своего возраста и неразвитости психологических структур, не способен удовлетворять потребности и справляться с фрустрацией, будучи полностью беспомощным перед лицом неведомых ему ощущений и эмоций, которые захватывают и заполняют его сознание и с которыми он не в силах справиться сам. В это время ребёнок ощущает полную и тотальную беспомощность, от чего испытывает ужас и тревогу. И первое, что он делает – обращается к матери – своему единственному настолько близкому человеку, от которого зависит его жизнь в полном смысле этого слова, обращается за защитой и успокоением, вызывая в матери именно те чувства, от которых и хочет освободиться. И здесь главное – насколько сама мать способна выдержать (контейнировать) чувства своего ребёнка и превратить их в нечто положительное.

Если мать психологически зрелая и здоровая личность, она откликается на негативные эмоции ребёнка, стремясь к пониманию их, принимая в ребёнке всё – не только положительные его качества, но и все его тревоги, страхи, гнев, панику, ужас, вбирая их в себя и трансформируя, после она отдаёт обратно нечто более реалистичное, рациональное, умиротворяющее и жизнеутверждающее, выражая этим свою заботу и любовь.

Ребёнок ощущает, что он избавился от нечто нестерпимого, передав это матери и она вернула ему, превратив в переносимое, понятное и управляемое.

Тогда он может вобрать в себя и саму функцию матери, способную контейнировать и думать. «Мать действует в качестве контейнера для чувств ребёнка, и благодаря её психической зрелости выполняет роль «хорошего и любящего объекта», который способен трансформировать голод в удовлетворение, одиночество – в компанию и общество, страхи неминуемой «смерти» и тревоги – в жизнеспособность и уверенность, жадность и подлость – в чувства любви и щедрости. Когда переживания ребёнка переведены в «хорошие» он забирает их обратно.»

Всё здесь зависит от особенностей психических качеств матери и их влияние на психические свойства ребёнка. Для Биона это есть состояние разума матери, чувствительного ко всему, что исходит от любимого объекта, - состояние разума, характеризующееся способностью к восприятию всего, не зависимо от того, переживается ли оно как хорошее или как плохое.

Весь комплекс взаимодействия мать-ребёнок помогает процессу начала мышления.

Если отношения между матерью и ребёнком функционируют хорошо, ребёнок может вобрать в себя хороший опыт функциональных и здоровых отношений, созданных матерью – матерью зрелой и психологически развитой.

Дисфункция может выражаться в неспособности выносить отрицательные чувства ребёнка, когда мать реагирует на эмоции ребёнка в ответ собственной тревогой, беспомощностью, злостью, обесцениванием или безразличием. В таком случае обратно ребёнок может получить так и не ставшим терпимым страх и тревогу и вместо этого ощущение безымянного и неконтролируемого ужаса. Получить опыт отношений, построенный не на любви и понимании, а на беспомощности, ненависти или безразличии.

Отношения матери с ребёнком, в соответствии с моделью Биона «контейнер-контейнируемое», ведут к развитию способности к мышлению и социальному общению. В то же время возможны различные нарушения этих отношений, приводящие к различным расстройствам мышления.

Бион считает толерантность к фрустрации индивидуальным врожденным фактором и чрезвычайно важным элементом в приобретении способности думать и переносить тревогу. От толерантности к фрустрации зависит будущее процессов мышления ребёнка и общения его с другими, а так же его неудачи.

Ж-М Кинодо «Приручение одиночества. Сепарационная тревога в психоанализе»

Елена Боровик, психолог. Путь к себе → https://t.me/PSY_connect