Термин буддхи (пробуждение, озарение), как мы знаем, возник в лоне индийской цивилизации. Он использовался уже в «Бхагавадгите» и упанишадах.
Основатель учения буддизма Сиддхартха Гаутама, принадлежавший к скифскому роду Шакья (Саки), жил за пять веков до Христа. Он освоил искусство сосредоточения и проповедовал путь духовного выхода из порочного круга жизненных страданий (колеса сансары) через спасение в блаженном покое (нирване).
Здесь стоит заметить, что буддизм, воспринявший многие принципы йоги, отошёл от арийского понимания божественного субъекта (Брахмo – Атмана). Будда отрицал идею Бога-творца и считал бесполезным обсуждать любые точки зрения по вопросу первопричины или сотворения мира.
Утвердившись сначала в Индии, новая религия постепенно распространилась по всему Востоку: от Тибета и Монголии до Китая и Японии.
Во времена Ашоки (273-232 до н.э.), великого правителя империи Мауриев, отвоевавшего западные земли Индии и расширившего её владения на востоке до Бенгалии, буддизм стал государственной религией. Его миссионеры обратили многих жителей страны в новую веру. Была учреждена даже специальная должность «махаматров», наблюдающих за дхармой (благим законом, порядком и справедливостью).
В Гандхаре, с южной стороны Гиндукуша, появились первые скульптурные изображения Будды Шакьямуни, хорошо известные востоковедам и искусствоведам. Менее знамениты буддийские святилища на территории северной Бактрии. В Старом Термезе (Тармита), на границе Узбекистана и Афганистана, советские археологи подробно исследовали монастырь Каратепе с пещерными и наземными храмами, сооруженными ещё в дохристианскую эпоху. В центре главного зала находилась большая фигура Будды Шакьямуни, а к востоку от внешней стены города возвышалась монументальная ступа, которой дали имя Зурмала.
Расширенная версия учения (махаяна), включила в круг знаний достижения других философских школ, в том числе аюрведы. Например, великий подвижник Нагарджуна (II–IIIвека н.э.), написавший несколько собственных сочинений, прокомментировал «Чарака самхиту», откуда позаимствовал теорию тридоша. Буддистские миссионеры распространили эти знания по всему свету.
Сам Будда среди верующих в него считается высшим символом совершенства и чистоты. Его образ, почитаемый как Будда Медицины, очищает от любых болезненных проявлений не только на физическом, но и на духовном уровне. Иногда его называют Буддой Исцеления или «Владыкой лазуритового (Бериллового) Сияния»), потому что лазурит многие тысячелетия считается лечебным камнем. Даже простое повторение имён Будды может защитить от неблагоприятных обстоятельств. В одном из буддийских текстов сказано:
«Если живые существа [погружённые в пучину страданий сансары] слышат имя Татхагаты [кто вышел за пределы], Исцеляющего Учителя Лазуритового Сияния, и с предельной искренностью принимают его и помнят о нём, не имея никаких сомнений, тогда они не падут на путь плохих перерождений».
В Индии существуют и другие философские школы, занимающиеся совершенствованием личности и целительством: Сиддха, Керала, Тантра. Иногда они повторяют друг друга, а иногда выдвигают собственные принципы, основываясь на местных традициях и верованиях.
ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ ИЗ КНИГИ П.В. ТУЛАЕВА «ИСКУССТВО ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА». ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.