Найти тему

Сванетия – прекрасный горный край

Георгий СИРИНОВ, 9 «Б» класс

На северо-западе Грузии, в окружении Кавказских гор, находится небольшой регион – Сванетия. Я там побывал, и она произвела на меня сильное впечатление.

Местиа — сердце Сванетии / Фото автора
Местиа — сердце Сванетии / Фото автора

Местиа – центр края

В культурном и географическом плане Сванетия делится на две части – Нижнюю и Верхнюю, разделённые Сванским хребтом. На землях Сванетии с древнейших времён проживают сваны – родственный грузинам народ, имеющий большое количество характерных особенностей в быту и традициях, говорящий на собственном языке, который входит в картвельскую лингвистическую семью.

Сердцем всей Сванетии принято считать небольшой городок Местиа, расположенный у крутого склона горы Ушба. Центр селения неплохо сохранился, несмотря на многочисленные вкрапления наших дней в виде стилизованных под альпийскую архитектуру деревянных домов. На центральной площади стоит нестандартный конный памятник великой грузинской царице Тамаре, выполненный в стилистике средневековых статуэток.

Сванские иконы – и живопись, и чеканка

На краю Местиа находится внушительных размеров современное здание Сванетского музея истории и этнографии. Самые ценные экспонаты – средневековые иконы. Часть из них – чеканные, что само по себе уникально.

Мастерство чеканной иконы не подвергалось внешнему влиянию, из-за чего сформировалась самостоятельная, невероятно самобытная сванская школа. Лики святых на металле не похожи на привычные нам, в них преобладают местные черты. Многие детали сванских икон несут в себе глубокий смысл: так, большие руки означают силу, а непропорционально большая голова – мудрость.

Другая часть икон – произведения живописи. Написаны они в узнаваемом, до некоторой степени примитивном стиле, который, возможно, в дальнейшем оказал влияние на творчество знаменитого грузинского художника-наивиста Нико Пиросмани, жившего на рубеже XlX–XX веков.

Наиболее распространённый сюжет в иконах – изображение святых воителей (Георгия, Архангела Михаила и Фёдора Стратилата). Иногда они даже изображаются вместе.

До наших дней дошли имена людей, создавших эти иконы. В живших в X–Xlll веках семействах Тавдидидзе, Гвазавалсдзе и Окромчедели мастерство рисовать и чеканить иконы передавалось по наследству, от отца к сыну.

Башни среди гор

Самый узнаваемый атрибут сванской культуры – башни. Эти укреплённые сооружения возводились на протяжении нескольких столетий, с Vlll по XVlll век.

Их основная функция была оборонительной: толстые стены башни призваны защитить хозяев от врагов в тяжёлую минуту. На протяжении многих недель можно было выживать в башне, ведь они соединены со внешними миром секретными подземными ходами.

На территории Местиа и окрестных сёл сохранились десятки, если не сотни подобных сооружений. Сванские башни придают особый колорит затерянным среди гор аулам.

Знаменитый Тигр Скал – сван

Горный край, окружённый заснеженными вершинами, не мог не породить великих альпинистов. В небольшой деревушке Лахами родился Михаил Хергиани (1932–1969).

Прожив всего 37 лет, он успел покорить множество великих вершин на Кавказе, Памире, Тянь-Шане, в Альпах. За свою жизнь он получил немало наград, как советских, так и иностранных: сама Елизавета ll ему прозвище «Тигр Скал».

Музей, посвящённый Хергиани, возглавляемый его племянником, демонстрирует образ жизни великого спортсмена. Жил он скромно, соблюдая традиции своего народа.

К старинному дому семьи Хергиани примыкает высокая башня. На неё мне удалось подняться. С высоты открываются превосходные виды на окрестные горы и сёла.

Спасённые фрески

Но не только знаменитыми уроженцами славно селение Лахами.

Среди башен и гор стоит небольшая церковь святого Георгия. Храм был заложен в lX веке. До наших дней дошли росписи кисти раннехристианского художника Теодория на нижнем ярусе храма, освящённом в честь Преображения Господня.

В Xlll веке на деньги рода Киркишляни храм был надстроен на один этаж и расписан представителем этой семьи. Фрески изображают жизненный путь Христа, сцены из Ветхого завета, святых мучеников. Эти уникальные средневековые росписи могли погибнуть в XX веке из-за сырости в помещении, их спас художник-реставратор Резо Карлеани. Мне повезло увидеть этого уникального человека, который полон жизненной энергии. Его семейство следит за сохранением храма уже почти тысячу лет, с момента основания церкви, что не могло меня не впечатлить.

Церкви – на каждом шагу

Храм в Лахами далеко не единственный в Сванетии.

Почти в каждом более-менее крупном селении обязательно есть средневековая церковь, а то и несколько.

Так, в деревне Накипари сохранился храм святого Георгия, расписанный тем же иконописцем, что и церковь в Лахами. Фрески внутри посвящены житию святого Георгия, его подвигам и мучениям. Особенно поражает изображение гибели святого: Георгия казнят колесованием в присутствии грозного императора Диоклетиана. Фреска прекрасно передаёт боль и мучения святого. Эти росписи до сих пор не законсервированы и потому подвергаются серьёзным повреждениям из-за сырости и влаги, постепенно тускнея и исчезая, что очень печально.

Сравнительно недалеко, на берегу горной речки Ингури, у склона высокого и крутого холма Лагурка, в селении Кхе, находится скромная церковь святой Варвары. Если верить местным жителям, это древнейшая церковь Сванетии, она была построена еще в V веке. Внутри сохранились средневековые фрески Vlll и Xl веков и очень старые деревянные иконы. Удивительно, как в совсем небольшом помещении умещается столько древностей. Совсем недавно храм реставрировали, и уникальные культурные ценности смогут прожить ещё очень много лет.

Кстати, мне удалось подняться на холм Лагурка, возвышающийся над селом (2200 метров над уровнем моря). Подъём был тяжёлый, но, несмотря на все трудности, я смог достичь вершины. Отсюда открываются чудесные виды на окрестные горы, извилистую речку, дорогу в высокогорное село Ушгули. Здесь же, на самом верху холма, стоит небольшая обнесённая мощным каменным забором церковь святых Кирика и Иулитты. Это одна из важнейших святынь Сванетии, внутри сохранились очень древние иконы, но мне не удалось попасть внутрь.

В вовсе небольшой общине Латали (1200 человек) находятся несколько древних церквей. Я посетил три из них. Небольшой храм святого Ионы в деревне Иенаши был воздвигнут ещё в lX веке, а расписан в Xl веке на деньги влиятельного клана Параджиани. Фрески сохранились не слишком хорошо.

Рядом находится монастырь. Мне удалось послушать незначительную часть грузинской службы с церковным пением. Очень красиво.

Неподалёку в селении Тангили стоит храм святого Архангела Михаила. Возведённая ещё в Xl веке церковь лучше всего в округе сохранила внутреннее убранство. Прекрасные росписи XV века иллюстрируют жизнеописание Иисуса Христа, подвиги святых воинов и великомучениц. Уникальный храм, строгий снаружи, впечатляет красотой фресок внутри.

Наконец, главный храм Латали – церковь Спасителя (Мацхвари). Внушительный по местным меркам храм был воздвигнут в Xl веке, а расписан художником Микаэлом Маглакелидзе в 1142 году. Внутри находятся неплохо сохранившиеся фрески, иллюстрирующие не только традиционные истории из Библии, но и восшествие на престол Грузии царя Деметре l. Церковь впечатляет и обилием фресок, и искусной резьбой по камню.

Немного истории

Возможно, у читателя возникнет вопрос: откуда взяться большому количеству храмов в столь небольшой общине?

С давних пор селения Латали находятся на границе Вольной Сванетии, где вместо князей народом и землёй управляли родовые старейшины, и Княжеской Сванетии, где власть передавалась по наследству от отца к сыну. Власть в Княжеской Сванетии принадлежала древнему роду Дадешкелиани, ведущему свою историю от местного клана Геловани и от кумыкского правителя Тарко. Народ гор не хотел покоряться князьям, и поэтому старейшины Верхней Сванетии даровали клану Параджиани земли на границе (общину Латали) в обмен на что тот стал защищать горный край от вражеских посягательств. Кроме того, через Латали проходил торговый путь из горного села Ушгули в Зугдиди, столицу Мегрелии, что позволило сёлам общины Латали активно развиваться и строить храмы.