69K подписчиков

Советский мультик как аналог «Китайского квартала»

179 прочитали
Советский мультфильм «Лоскутик и облако» с прославленным нео-нуаром «Китайский квартал» роднит тема монопольного водоснабжения засушливого региона.
Советский мультфильм «Лоскутик и облако» с прославленным нео-нуаром «Китайский квартал» роднит тема монопольного водоснабжения засушливого региона.-2

Советский мультфильм «Лоскутик и облако» с прославленным нео-нуаром «Китайский квартал» роднит тема монопольного водоснабжения засушливого региона. Только в одном случае это сказочный город, в другом – Калифорния образца 30-ых годов.

В любом случае контроль такого важного для жизнедеятельности человека ресурса как вода является основой сюжетной модели, что предполагает различного рода злоупотребления властью. Именно по этой причине отдельные обозреватели характеризовали «Лоскутика и облако» как «детский драматический триллер».

И эта характеристика в известной степени справедливая и точная. Начнем с того, что история, показанная в мультфильме, дает большие возможности для трактовки. Ибо не обязательно, явленный в кадре умирающий сказочный город – это некое прошлое, можно предположить, что это «безрадостное будущее».

В этом случае мультфильм обретает антиутопические, даже пост-апокалипсические черты. Продолжительная засуха - также признак вестерна с мелькающим в кадре шариком «перекати-поле». Опять же должен непременно быть показан тощий пёс, что как раз есть в советском мультфильме.

Несмотря на то, что имя девочки в платье из лоскутов (отсюда и её имя) стоит первым в названии проекта, всё-таки главным героем является Облако, которое мыслится как преображающийся персонаж. Почти добрый ксеноморф (если исходить из того, что городе почти все забыли, что такое «облака»).

Именно Облако берёт на себя функции «частного детектива», пытаясь установить, почему в городе нет воды, в то время, как у короля имеется прекрасный тенистый сад. И это и есть главная тайна, свет на которую надо пролить героям мультика.

Весьма показательно, что король Фонтаний обладает внешностью Аль Капоне, даже подобно многим негативным персонажам криминального кино регулярно держит на руках кота. Впрочем, под этой «слащавой личиной» скрывается злобный монстр.

Подобные аллюзии и многочисленные многозначительные отсылки не являются нашей выдумкой. Мультфильм явно был снабжен «вторым дном». Взять хотя бы внешность советника короля, который советских детишек пугал больше, чем «злой правитель».

Кадр из мультфильма «Лоскутик и облако» (1977)
Кадр из мультфильма «Лоскутик и облако» (1977)

Тот срисован почти один в один с кустодиевской карикатуры на Победоносцева, опубликованной в 1906 году в журнале с говорящим названием «Адская почта». Опять же выясняется, что Облако было лишь «игривым внучком» большой Грозовой Тучи («бабушки»). А потому финал в известной степени напоминает «приход Оно» из «Истории одного города» Салтыкова–Щедрина.