«Тайны читательского дневника. Читательский дневник как выражение отношения к произведению.»
Сегодня хочу поговорить о значении читательского дневника в жизни школьника, хотя читательский дневник может вести не только ребенок, но и взрослый. Хорошо было бы, научившись вести читательские дневники в школе, взрослые продолжали эту замечательную традицию. Попробуем разобраться, почему же так велико значение ведения читательского дневника.
Тема ведения читательских дневников актуальна не только в летний период, когда нужно прочитать и зафиксировать произведения из списка, заданного учителем на каникулы, но и на протяжении всего обучения как минимум. Не нужно рассматривать читательский дневник как документ, отчёт перед учителем. Посмотрим на ведение дневника с точки зрения творческого процесса.
Что же дает ребенку ведение читательского дневника, каковы его функции? Эти вопросы волнуют родителей, когда они сталкиваются с заданиями по ведению дневника. А ведь ведение читательского дневника- это не просто записи данных о произведении и его пересказ, а прежде всего это развитие творческих способностей ребенка. Работа с читательским дневником помогает понять смысл прочитанного произведения, научиться выделять главную мысль ,что очень важно. Попросите ребенка рассказать, о чем он прочитал. В основном дети начинают подробно пересказывать текст произведения, а сказать одним предложением, о чем рассказ или сказка, уловить главное дети не могут. Просто они не умеют этого делать. И задача взрослых, родителей и педагогов-научить, так как умение понимать текст особенно важно при принятии решений и оценке информации уже во взрослой жизни.
При ведении читательского дневника важно записывать главную мысль в 1-2 предложениях. Анализируя произведение, ребенок учится делать выводы. Записывая в дневник автора, имена героев, свои мысли по поводу того или иного героя, ребенок лучше запомнит произведение, ведь письмо от руки активизирует внимание ребенка и память. При необходимости он легко вспомнит, о чем произведение, что поможет ему при участии в олимпиадах, конкурсах, в беседах со сверстниками, в учебе. При письме от руки текст получается более выразительным. Работа на клавиатуре, в отличие от письма от руки происходит на автомате, что притупляет творческое мышление. Особенно ценный дневник, где ребенок пишет не по шаблону, а сам придумывает, как вести дневник: делает схемы, анкеты, таблички, иллюстрации, выписывает цитаты, рецепты. Такой дневник листать одно удовольствие.
Дневники могут быть абсолютно разные по своей структуре. Все зависит от фантазии ребенка и конечно же родителей, если дневник ребенок начитает вести впервые в начальной школе.
Рассмотрим несколько вариантов дневников, которые можно взять за основу.
Классический. Купить в магазине готовый читательский дневник. На мой взгляд, это самый скучный дневник из всех. Можно его немного разнообразить. Дополнить наклейками, смайликами, картинками.
Дневник самодельный. Можно купить тетрадь, любую, какая понравится ребенку. И тут фантазии не будет предела. Это и иллюстрации, и письма герою, и комикс по произведению, карта, да все, что захочет ребенок.
Можно сделать отдельно по каждому произведению карту на отдельном листе а 4 в формате ходилок-бродилок.
Дневник-паровозик, где каждый вагончик крепится к следующему, на вагончике написано все интересное о произведении, распечатать или нарисовать, кому как хочется. Получится книжный поезд. На самом деле много чего можно придумать, дать ребенку простор для творчества.
Таким образом, рассмотрев задачи читательского дневника, примеры по оформлению, можно с уверенностью сказать, что ведение дневника раскрывает творчески потенциал ребенка, развивает в нем культуру чтения. «Культура чтения, как говорит В.А. Бородина-это основа развития личности, ее интеллектуально-эмоционального эстетического и духовного потенциала»