Подростки – это целый мир, который нам, взрослым, не просто понять. Период подростничества по новой классификации ВОЗ включает младший подростковый (10-15) и старший подростковый возраст (15-19). Чтобы родителю стало хотя бы немного понятно, что происходит с подростком, введем понятие возрастные новообразования - это новый тип взаимодействия со средой, определяющий его психику, сознание и развитие.
Фактически, новообразования формируют «НОВОГО» человека через подростковый кризис.
Чем характерен любой кризис?
«Закатом» прежнего периода. Например, младшие подростки регрессируют в учебе, и из прилежных школьников превращаются в, казалось бы, в «ничего не соображающих и ничего не желающих, ленивых и безинициативных» подростков.
Почему возникает подростковый кризис?
У подростка появляется субъективное желание быть «независимым взрослым», но объективные причины препятствуют этому («зависим от родителей, социального окружения, как финансово, так и в правовом поле»). Еще в середине прошлого века, когда значимость трудовых резервов подрастающего поколения в социальной и семейной структуре (ответственность, независимость, большая трудовая нагрузка) была выше, кризисных явлений было намного меньше или вовсе не было.
Отец Виктора 12 лет искренне не понимает, что он сделал неправильно. Его сын скатился в учебе на двойки, его не волнуют любые наказания, ему нормально в пустой комнате без игр и развлечений. Семейная сессия проходит тяжело, родители никак не могут найти внятный ответ на вопрос "зачем ребенку аттестат о среднем образовании?" В умах старшего поколения все еще существует уравнение "Двойка=улицы мести будешь", а у Виктора таких убеждений нет...
Что нового должно появиться у подростка?
- Кто Я есть? Появление самосознания, самооценки и самоидентификации.
- Как я буду жить? Перезаключение контакта отношений между подростком, значимыми людьми и средой, в целом.
Ощущение себя как взрослого – очень сложный психический процесс и требует большого количества энергии. Он включает в себя само-рефлексию («вот почему подростков интересуют только они сами») и общение с подобными себе («а не с родителями!»). Изучение норм, правил и взаимоотношений, принятых в мире, и место в нем для себя самого. Пробуются на зуб социальные и анти-социальные проявления поведения. Множатся социальные контакты из самых разных сфер. Пробуются разные роли. Отвергаются старые поведенческие паттерны – «мамин дружочек», «папина дочка», «отличница», «подающий надежды спортсмен». Оставляются только те навыки, которые укладываются в картину «нового я», остальные – регрессируют.
Переосмысливаются отношения в семье. Все чаще вы можете услышать: «Я никогда не буду, как ты терпеть/жить/думать!» «Я не ты/он/она»! «Ты меня никогда не понимаешь/ не поймешь/ не понимал(а)!»
Новообразования возникают не одномоментно, но в результате «существования» к концу, а не к началу каждого возрастного периода.
А что про тело?
Бурные и кардинальные изменения в теле, возрастающий интерес к противоположному/своему полу - пугающи и стремительны. Длинноволосая девчушка, которая еще год назад любовалась своей неземной красотой в зеркале, может побриться налысо и рыдать сутки напролет о том, что она толстая. Саморефлексия, сравнение своей внешности с другими, внимание к отличиям часто приводит к невротическим переживаниям, срывам и продолжительному стрессу. Может развится дисморфофобия – озабоченность воображаемым дефектом во внешности, который не заметен или едва заметен другим людям.
Виктория - высокая худая девушка 14 лет. Мама отмечает, что она никогда не носит шорты или юбки, даже в 35 градусную жару одевает брюки и никогда не плавает. У Вики - шрам через все колено, который появился в результате падения с забора в 9 лет. В психодраме возможно все, и вот уже Вика пишет письмо шраму, а он ей отвечает, что подождет до ее 16-летия, когда она сделает прекрасное тату в форме цветущего вьюнка, а пока ей не обязательно прятать его от солнца, по которому он так скучает...
Идеалы и ролевые модели
Каждый родитель подростка должен знать, что ролевыми моделями (теми, на кого хочется быть похожими) становятся, порой, странные и асоциальные личности, представители различных субкультур. Например, характерным для этого возраста является сочетание взрослых и подростковых черт в идеалистической фигуре, например, отрицание авторитетов в совокупности с умелой пропагандой и образом фембоя. Только в старшем подростковом возрасте происходит осознанная коррекция идеалов, развенчание эталонов под влиянием как внешних, так и внутренних процессов.
Самооценка
Признание самостоятельности в его новом качестве – вот чего жаждет подросток более всего. Признание своих прав в семье. В этот период часты громкие высказывания : « Я имею право! («Не убираться в комнате, не мыться каждый день, оставаться ночевать у незнакомых людей». «Это моя жизнь, не указывай, что мне делать и т.д.!»)
В эти периоды противоположные тенденции борются в нем – стремление самостоятельно принимать решения, цели, и навязываемые стереотипы, интересы среды, его формирующей («кризис идентичности»).
Не смотря на то, что в 15-17 лет редкий подросток может похвастаться тем, что он определился со своим будущим, тем ни менее, потребность в самоутверждении – важнейшая в этот период.
Как вести себя с подростком?
Есть беспроигрышный вариант установления контакта с подростком – интересоваться его идеями и интересами, и им самим, в целом.
Спокойно принять факт того, что вы и ваша жизнь мало интересны подростку. Если слово сепарация вам пока не знакомо, немного почитайте об этом, проанализируйте, на какой вы стадии. Поищите помощь у психолога, если через ваши розовые очки вы все еще видите «ВАШЕГО сладкого малыша». Дайте себе время как бы отгоревать «потерю себя, как родителя маленького ребенка» и вновь обрести себя в новом качестве.
Метафорически, вы наблюдаете за рождением нового человека. Будьте рядом и не вмешивайтесь в процесс, пока нет угрозы жизни!
Как помочь? Обратить внимание подростка на те сферы, где он/она регресснул или что обесценил. Например, предметы в школе, которые перестали быть интересными. Не пытаться охватить необъятное – предложить/услышать идеи про подстраховку. Возможно, подойдет экстернат, где непрофильные предметы проходятся по сокращенной программе, почему нет?
Вам необходимо принять факт избирательного внимания на уровне нейрофизиологии. Забывчивость и рассеянное внимание подростков – это не злонамеренное поведение, а физиологическое состояние.
Вероника 12,5 лет прошла тест, и на основании того, что за последний месяц она дважды теряла ключи от квартиры, она поставила себе диагноз СДВГ. Это все ей объяснило, и теперь она при каждом удобном случае упоминала об этом на уроках, когда учителя спрашивали ее, почему она не выучила уроки. Нехитрые приемы кинезиологии позволили ей концентрировать внимание, а красивая цепь для ключей в стиле стим-панк, повешенная на шею, позволили успешно снять диагноз и сохранить третий экземпляр ключей.
Многие исследователи отмечают, что наличие устойчивого увлечения в младшем школьном периоде значительно смягчает проявление кризиса в подростковом возрасте. Если подросток не успел заранее обзавестись занятием, где он может самоутвердиться, вспомните, где он действительно был хорош, и предложите ему возобновить свои занятия.
Запомните, что идеи приходят не из воздуха, а из совокупности впечатлений, поэтому показывайте подросткам разное и много! Конечно, вас будет шокировать скорость, с которой они берутся и охладевают к новым занятиям. В такие моменты, просто почитайте немного о скорости их нейрофизиологических и гормональных процессов.
Родители Полины 13 лет сетуют, что она ничего не хочет. У нее нет никаких желаний, кроме как лежать на диване и смотреть вайны. В разговоре с психологом одетая в овер-овер-овер-сайз толстовку Полина немного раскрывается и рассказывает, что она всегда мечтала петь и раньше даже получалось, но примерно год назад она рискнула спеть в классе и ее грубо обшутил новенький мальчик, который к тому же еще и красавчик. С тех пор она не пела ни разу и вообще решила, что не годна ни на что. И да, с родителями она это не обсуждала, потому что "мама скажет, что это ерунда"...
Вовлекайте подростков в свои взрослые занятия! Чем больше участия в деятельности взрослых, особенно, в социально значимой для него и его окружения, тем выше самооценка. Отсюда зачастую отрицание условно социально низких занятий, типа курьерских услуг, хотя и сулящих хороший заработок. И стремление, например, продемонстрировать «взрослые навыки», например, вождения (хотя бы и без водительских прав!). Чем больше вы дадите им ответственности, тем более значимыми они себя будут чувствовать!
И да, помощь психолога в этот период, зачастую, неоценима.... А об игровой зависимости подростков напишу отдельную статью.