Когда мы думаем о шамане, мы, вероятно, также вспоминаем и о бубне, потому что шаман и бубен идут вместе, как хлеб с маслом. Никто не знает исторического происхождения бубнов, но они, безусловно, использовались людьми в течение десятков тысяч лет. В самом деле, если вы нажмете на сухую шкуру животного, растянутую на раме в процессе ее подготовки, она зазвучит как бубен, и это, вероятно, были первые бубны, когда-либо сделанные.
Бурятский шаман в «Полном облачение».
Слово шаман происходит из Сибири, и именно в этом обширном географическом регионе можно найти собственно шаманизм. Некоторые антропологи не считают, что его можно найти где-либо еще на земле, и не считают коренных американцев или любую другую форму духовной практики шаманизмом. Шаманы Центральной Азии и Сибири уникальны тем, что используют бубен для классического «шаманского путешествия». Каркасный бубен изготавливается путем натягивания кожи на деревянную раму, которая обычно изготавливается из длинной доски из тонкого дерева, согнутой в грубый круг - два конца доски каким-то образом соединяются друг с другом (часто традиционно с помощью шнуровки из сыромятной кожи), чтобы держать круг замкнутым и быть твердо закрепленным. Шаманские бубны Сибири и Азии сделаны так и, на первый взгляд, похожи на многие каркасные бубны коренных американцев. Однако при ближайшем рассмотрении основные различия будут очевидны. У всех бубнов шаманов из Сибири и Центральной Азии кожа в один слой, с обшивкой только на одной стороне рамы, при этом задняя часть бубна остается открытой, чтобы можно было увидеть деревянную раму. Я не включаю бубны южно-азиатских шаманов в эту статью, поскольку двухсторонние бубны, используемые непальскими и некоторыми тибетскими шаманами, на самом деле не совпадают с традицией изготовления шаманских бубнов.
ФИКСИРОВАНИЕ НА БУБНЕН.
Бубен бурятского шамана, архив Бургэд Тэнгэри, 2007 год. Улан-Удэ, Республика Бурятия. С оплеткой и креплением, как рассказывает нам автор статьи: «Наиболее заметная разница между бубнами американских индейцев и сибиряков заключается в том, как кожа прикреплена к раме. Бубны коренных американцев очень часто имеют отверстия по краю шкуры бубна, через которые натягивается шнуровка из сыромятной кожи, перекрещивая заднюю часть бубна, чтобы очень плотно связать кожу. Это перекрещивание также часто связано вместе, чтобы образовать крест на задней части бубна; крест представляет собой удобный способ удерживать бубен во время игры на нем».
Наиболее заметная разница между бубнами американских индейцев и сибиряков заключается в том, как кожа прикреплена к раме. Бубны коренных американцев очень часто имеют отверстия по краю шкуры бубна, через которые натягивается шнуровка из сыромятной кожи, перекрещивая заднюю часть бубна, чтобы очень плотно связать кожу. Это перекрещивание также часто связано вместе, чтобы образовать крест на задней части бубна; крест представляет собой удобный способ удерживать бубен во время игры на нем.
Традиционный бубен с креплением кожи к самому каркасу бубна.
Однако с сибирскими бубнами нет шнурков из сыромятной кожи, удерживающих кожу на месте. Вместо этого кожа фактически сшивается к раме с помощью сухожилия или шнура. Сначала через раму делается ряд отверстий, а затем край кожи складывается поверх рамы и заправляется внутрь бубна. (*Сейчас многие шаманы сибири используют методы, очень похожие на те, что используют индейцы Северной Америки). Затем шнур пропускается через кожу снаружи бубна, через раму и через кожу, которая складывается обратно в раму. Затем он проходит по коже внутри рамы к следующему отверстию и снова наружу бубна. На этой стадии напряжение получается на коже бубна, натягивая ее перед каждым стежком. Это очень трудоемкий способ изготовления бубна, и на его изготовление, возможно, потребуется в четыре или пять раз больше времени, чем при изготовлении шнуровок из шкур как у коренных американцев.
РУЧКА БУБНА.
Бубны шамана Амыра Саланка, Сибирский край, Ойратская авт. обл. Алтайцы (Теленгиты). Собиратель С.И. Руденко. 1924 г.
Поскольку через заднюю часть сибирского бубна нет шнуровки из сыромятной кожи, нет места, за что его можно держать, то это еще одно большое отличие между бубнами коренных американцев и сибиряков - ручка. Рукоятки сибирских шаманских бубнов делятся на два основных типа: «статичные» и «движущиеся». Их также можно разделить на те, которые сделаны из дерева или кости, и те, которые сделаны из железа или другого металла. В «статическом» бубне ручка жестко закреплена на раме и не двигается.
«Движущаяся» ручка свободно связана с рамой и перемещается во время игры на бубне. На бубнах с «движущимися» рукоятками, как правило, играют с мембраной бубна, направленной вниз, к земле - бубен фактически подвешен на рукоятке. «Статические» бубны с деревянной ручкой имеют вертикальную деревянную планку, проходящую через раму сверху вниз. Реже у них есть дополнительная поперечина, идущая из стороны в сторону, и там, где эта полоса действительно появляется, она обычно намного тоньше и там только для того, чтобы привязывать к бубну растяжки, колокольчики или другие ритуальные предметы. Бубны с движущимися деревянными или костяными ручками имеют полосу дерева или кости, подвешенную в центре рамы на четырех железных цепях, веревках или шнурах.
Бубен шамана, восточная сибирь, начало XX века. Эвенки (тунгусы). Дерево, кожа оленя, бусы, металл. Собиратель: А.А.Макаренко. А.И.Маслеников. 1908г.
Металлические ручки снова могут быть «статичными» или «движущимися» и могут варьироваться от довольно простых до очень сложных по своей конструкции. Самым простым является «движущаяся» металлическая ручка, в которой стержень, крест или круг из металла (как правило, из железа) прикреплены к раме цепями. Статичные металлические рукоятки бубна могут варьироваться от простых жестких стержней, закрепленных поперек рамы, до целых внутренних каркасов из металла, прикрепленных к внешней деревянной раме. Многие культурные группы называют рукоять бубна в честь животного. В Монголии его называют бар или эльбар (тигр), в горах Алтая их называют Ирбис (снежный барс), а бурятские шаманы называют их баран-гересум или Баабгай (медведь). На некоторых бубнах из Южной Сибири (включая Монголию, Туву, Алтайские горы и Бурятию) ручка иногда принимает форму стилизованного лука и стрелы. Вертикальная рукоятка представляет собой стрелку, а более тонкая изогнутая полоска дерева, прикрепленная вверху вертикальной рукоятки, отражает изгиб самого лука.
Добавьте описание Добавьте описание
Символизм состоит в том, что бубен похож на лук, который стреляет в шамана в его путешествии, и он держит стрелу (рукоять бубна) во время полета. Другое значение состоит в том, что бубен действует как лук и стрела, готовый стрелять враждебными духами, которых встречает шаман во время своего путешествия. У некоторых южно-сибирских бубнов есть железная проволока, простирающаяся горизонтально через внутреннюю часть бубна, которую они называют киришем (тетивой). Она часто увешана короткими витыми железными прутками, которые являются стрелами шамана, готовыми к использованию при необходимости. Фактически лук также используются в некоторых ритуалах шамана в Южной Сибири, шаман путешествует по звуку струны лука. Они также используются в качестве метода сновидений, когда шаман смотрит сквозь огонь на вибрирующую струну лука, чтобы он мог «видеть» духи вещей. Поэтому связь между луком, стрелами и бубнами довольно сложна.
Другая традиция в этой части света состоит в том, что вертикальная планка, которую держит шаман, представляет дух, и у этих типов рукояти бубна часто есть ножки внизу, ручки и лицо, сделанное из резного дерева или металла. Этот дух часто является основным вспомогательным духом шамана, или духом предка, который помогает шаману, или иногда духом самого бубна, называемого «мастер бубна».
УКРАШЕНИЕ БУБНА.
Бубен шамана, архив Бургэд Тэнгэри 2011 год. Фото: Бескровных.О.
Бубны сибирских шаманов часто очень витиеватые, их символика представляет собой смесь культурных традиций и личного видения шамана. Их можно оставить неокрашенными или с нарисованными рисунками, символизирующими космологию вселенной шамана или изображения их духовных помощников. Иногда их просто окрашивают в общий цвет - как внутри, так и снаружи. Часто они увешаны металлическими колокольчиками или железными конусами, которые действуют как колокольчики, с небольшим точным оружием, таким как железные луки и стрелы, маленькие фетиши, содержащие духовных помощников, полоски ткани, или в Южной Сибири, где тибетский буддизм также практикуется, привязывают буддийские платки - обычно небесно-голубого цвета.
Осенний обряд. Архив Бургэд Тэнгэри 2019 год.
К ним также могут быть привязаны перья или шкуры животных на внутреннем выступе на коже задней части бубна. Стеклянные бусины иногда нашивают на этот выступ в качестве украшения, но с другой стороны, бубны могут быть оставлены полностью без отделки.
СОЗДАНИЕ И НАДЕЛЕНИЕ СИЛОЙ.
Добавьте описание
Добавьте описание Добавьте описание
В таком обширном географическом регионе, как Сибирь, нет единой традиции изготовления и наделения силой бубнов, поскольку они варьируются от племени к племени. Некоторые шаманы делают свои собственные бубны сами, некоторые нанимают полупрофессиональных производителей бубнов, а некоторые бубны шаманов сделаны всем сообществом, которому служит шаман. Обычно каркас изготовлен из березы, или лиственницы, или ели, а шкура оленя (часто северного оленя) или лошади. Многие шаманские группы не имеют слова для обозначения бубна как такового, но ссылаются на них по имени животного, кожу которого использовали для его создания - добавляя слово «священный» перед ним, так что шаман может думать о своем бубне как о «священном олене» или как о «священной лошади». Часто при изготовлении бубна проводятся специальные церемонии, иногда с запретами на то, кто может касаться или даже видеть материалы. Но иногда предполагается, что многие члены шаманского сообщества прикоснутся к нему и даже сыграют на готовом бубне, как часть обряда соединения бубна с людьми. Обычно для создания бубна используются металлические и другие ритуальные декоративные элементы, которые были получены из старых бубнов или других шаманских инструментов. Они считаются «исконными вещами», получившими силу в течение своей жизни и предыдущего использования. Когда новый предмет необходим, будет вызвана помощь шамана-кузнеца, который создаст новый предмет, используя соответствующую церемонию и с большим уважением к духам.
Кузнец за изготовлением шаманских атрибутов.Восточная сибирь, Енисейская губ. Эвенки (Тунгусы).Собиратели: Макаренко 1907 - 1908 г.
В Сибири кузнецы сами по себе считаются шаманами. Частью отличительной формы многих сибирских бубнов являются выступы, которые торчат со стороны бубна. Их часто называют «резонаторами», и они представляют собой небольшие деревянные палочки, кости мелких животных или другие предметы. Они крепятся к раме либо путем прибивания их гвоздями, либо связывая их кожаными ремешками или сухожилиями. Они создают небольшие воздушные карманы, когда над ними натягивается кожа бубна, и говорят, что бубен поет лучше и громче - хотя лично я не заметил никакой разницы.Эти «выпуклости» также представляют священные горы или другие аспекты культуры определенного шаманского фольклора, и разные культурные группы будут использовать их разное количество. Бубны различаются по диаметру от довольно маленьких, возможно, шириной от 45 до 50 см, до больших бубнов шириной более 100 см. Глубина рамы также может варьироваться от 8 см до 25 см. Большой бубен с глубокой рамой, увешанный большим количеством металлоконструкций, - это очень тяжелый бубен, гораздо более тяжелый, чем те, которыми мы привыкли играть на Западе.
Бурятский тойбур.
Сибирские шаманы используют особый тип палочки для бубна, называемый «колотушка бубна». (*Алтай, Тыва — орба, Бурятия, Монголия — Тойбур пример.). Это плоские, часто слегка изогнутой формы, деревянные предметы, покрытые мехом с одной стороны - от северного оленя до козы, медведя или других животных, в зависимости от культурных традиций - и часто с колокольчиками или металлическими кольцами с другой. Для удара по бубну используются сторона колотушки, покрытая мехом, а колокольчики или кольца действуют как трещотка, звенящая при ударе о бубен. Сибирские шаманы не используют погремушек, в отличие от индейских целителей. Колотушка - это очень важный инструмент сам по себе. Многие шаманы будут использовать палочку бубна долгое время, прежде чем они получат бубен, используя его как погремушку, и исцеляя с его помощью своего рода кнута или ножа, чтобы изгнать или отсечь болезнь от пациента. Они также используют их как метод предсказания, подбрасывая их в воздух и отмечая, как они приземляются.
НАДЕЛЕНИЕ СИЛОЙ.
Как только бубен изготовлен и украшен, он может, в соответствии с культурой, быть наделен силой. Некоторые племенные группы не оживляют бубны, так как говорят, что, поскольку бубен и колотушка сделаны из живого дерева (эти группы никогда не используют мертвое дерево), он жив и поэтому не нуждается в наделении силой и оживлении. Другие группы проводят особые церемонии, считая это необходимым для безопасности шамана, поскольку шаман может потеряться во время путешествия, если они не используют усиленный бубен, или бубен может сломаться во время использования, захватив душу шамана в духовных мирах. Часто посвящения проводятся старшими, более опытными шаманами, которые помогают в обучении младших. Некоторые из этих церемоний посвящения занимают несколько дней и являются очень сложными, включая специфические шаманские путешествия духовными помощниками, подношения животному, кожа которого была использована, и дереву, из которого была изготовлена рама и колотушка. В самом простом случае духам предлагалось подавать водку или другую жидкость, такую как молоко, и бубен, вероятно, также «питался» ею. Бубен сибирского шамана - это не музыкальный инструмент, это сложная модель шаманской вселенной, набор инструментов для оружия и веревки для связывания враждебных духов. Он также может быть использован по-другому во время путешествия духа шамана, так как в шаманском путешествии шаман вполне может использовать свой бубен в качестве лодки и колотушку в качестве весла, если он подходит к водному пространству, которое он должен пересечь в духовных мирах. Бубен будет содержать, в физическом смысле, духовных помощников шамана, у каждого из которых будет дом или духовный дом, в котором они будут жить. В нем, вероятно, также будет место - так сказать, пассажирское место - для любых потерянных частей души, которые были найдены в шаманском путешествии, шаман кладет их в бубен для безопасного хранения, пока они не будут возвращены их законному владельцу. Бубен, по сути, является священным местом, которое лежит в самом сердце сибирского шаманизма, соединяя шамана с другими мирами духов.
— Автор статьи: Николас Бриз Вуд - редактор журнала Sacred Hoop. Он практикует шаманизм и более 25 лет занимается производством шаманских бубнов и других ритуальных предметов. Он всю жизнь изучал инструменты шаманизма и тибетского буддизма и никогда не устает рассказывать о них.
— Перевод: Кристина Ильина.
— Комментарии и правка: Тюргэн Кам.
Бургэд Тэнгэри, Челябинск 2020 год.
Обратиться за индивидуальной консультацией и найти больше интересной полезной информации можно по ссылкам:
Группа vk: https://vk.com/kiildishova_tarot
Мой инстаграм: https://www.instagram.com/kiildishova
Мой сайт: http://www.kiildishova-tarot.ru/
Буду благодарна вашим откликам и подпискам!