Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев рассказал о том, что республика готова увеличить грузопоток по Транскаспийскому международному маршруту, цель достичь к 2030 году 500 000 контейнеров за год. Об этом президент сообщил во время выступления на первом саммите Совета сотрудничества «Центральная Азия + Персидский залив» в Саудовская Аравия в Джидде.
Токаев отметил важность развития транзитно-транспортного сектора в регионе, примечательно что страны Центральной Азии активно занимаются разработкой для упрощения стимулирования экономического роста и дальнейшей торговли из-за роста спроса на диверсифицированные маршруты и улучшенные инфраструктурные и логистические проекты.
Сообщается, что значение Транскаспийского маршрута для экономической безопасности Казахстана увеличилось из-за осложнившихся отношений между Москвой и Киевом, экспорт через территорию России стал более затруднительным.
Кроме того, Казахстан усиливает экспорт сырой нефти по нероссийским маршрутам в рамках своей стратегии диверсификации. Один из крупнейших транспортировщиков нефти страны «КазТрансОйл» известил о том, что нефть из Казахстана поставляемая на европейский рынок через Азербайджан, с апреля по июнь увеличила свои обороты. Во втором квартале 2023 года поток казахстанской нефти с месторождения Тенгиз по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан уже смог достичь 347,100 тысяч тонн.
За счет Среднего коридора и его торговым маршрутом между Европой и Азией, появится значительная экономическая выгода, которая позволит сэкономить время транзита для стран региона, не имеющим выхода к морю.
Порт Туркменбаши в Туркменистане, Международный морской в Азербайджане, порты Актау/Курык в Казахстане станут основными морскими пунктами на этом маршруте, которые принесут для региональной торговли значительную прибыль. Таким образом, за счет интеграции портовых соединений в Турции и Среднего коридора, товары из Казахстана будут быстрее достигать Ближнего Востока, Северной Африки и Средиземноморского региона, а Транскаспийское сотрудничество увеличит торговлю и поспособствует экономическому росту.
Следуя из договоренностей Казахстана очевидно, что соглашения Токаева с Баку и Анкарой могут нанести экономический ущерб России. Тем не менее, Россия стремительно развивает деловые отношения с Китаем. Первый китайский грузовой поезд, пересекающий границу с Россией по новому мосту через реку Амур (Хэйлунцзян), уже прибыл в прошедшую пятницу в РФ.
Дорожная структура проходит через Еврейскую автономную область на Дальнем Востоке России с Тунцзяном и достигает Харбина, предоставляя доступ к огромной национальной железнодорожной сети Китая. Благодаря открывшемуся соединению с Транссибирской магистралью, появляется возможность доступа к порту Тихого океана, либо на запад в Москву.
Ожидается, что это благоприятно скажется на росте двусторонней торговли минеральными и энергетическими ресурсами между Россией и Китаем. Используя сотрудничество с КНР, Россия может полностью отказаться от параллельного импорта с территории Казахстана.
Имеются очевидные перспективы для развития российско-иранского коридора из Каспийского моря к строящемуся транспортному терминалу Чобахар в Аравийском море. Аналитики из американского журнала Foreign Policy считают, что реализация данной инициативы кардинальным образом сократит зависимость России от Турции, позволив ей увеличить свои возможности для экспорта зерна и углеводородов в обход Босфорского пролива.
Также советник Президента России Владимира Путина Игорь Левитин, ведет переговоры с Тегераном о завершении строительства Международного транспортного коридора Север-Юг, новый торговый маршрут соединяет Индийский океан с Россией через Иран.
В настоящее время большие надежды возлагаются на ирано-российские экономические отношения как на формирующуюся ось нарушителей санкций. Обход западных санкций стал самым большим фактором для более тесных экономических связей между Россией и Ираном. Цели включают содействие в двусторонней торговле и объединение банковских систем двух стран для облегчения финансовых операций.
Настоящим прорывом считает решение Узбекистана по строительству терминалов в иранских портах Бендер-Аббас и Чобахар директор Центра исследовательских инициатив Ma'no Бахтиёр Эргашев. Данная инициатива привлечет страны Центральной Азии, Китай и Россию к масштабному проекту. А благодаря совместным усилиям, заинтересованные стороны смогут получить серьезный мультимодальный транспортный коридор.
Бахтиёр Эргашев добавил, что следующим совместным проектом должна стать модернизация железнодорожного перехода "Теджен-Серахс" путем строительства терминала по смене вагонных колесных пар с советской колеи на иранскую и обратно.