Акустические концерты Егор Летова, записанные в марте 1990 года.
В 1990 году иркутские активисты зазвали к себе Летова с концертами. Всего Летов в тех краях дал в тот приезд 4 концерта. 2 концерта где-то в иркутской области и 2 концерта в самом Иркутске. Иркутские концерты состоялись 6 марта. (Так называемые «дневной» и «вечерний».)
Оба концерта суммарно длились около двух часов. Между концертами был часовой перерыв. Сетлисты концертов не имели пересечений меж собой. Как по мне, так это был один концерт, но в двух отделениях. Но билеты на «день» и «вечер» продавались отдельно и эти выступления считаются двумя разными концертами.
Оба иркутских концерта были записаны местными энтузиастами и эти записи были отданы Летову.
Всего на 2 концертах прозвучало 46 песен (плюс ответы на записки из зала в 3 частях).
В том же 1990 году Летов собирал сборник своих акустических записей под названием «Музыка весны». Из 41 песни, составляющих сборник, 25 были взяты с иркутских записей. В 1994 году BSA Records официально издали «Музыку весны» на двух CD. Новая редакция сборника была расширена — на нем было 62 песни. Количество иркутских записей в этой версии увеличилось на одну — теперь в сборник их было включено 26.
Затем Летов объявил издание BSA бутлегом. Тираж кончился, его никто не допечатывал. «Музыка весны» на долгие годы стала коллекционной редкостью. (Сборник был переиздан Выргородом только в 2022 году.)
Летов не только «Музыку весны» объявлял бутлегом. Были и другие релизы. Конкретно с «Музыкой» причина, вероятно, была в том, что Летов собирался «раздербанить» материал с него по другим релизам. Штук 7 песен с «Музыки» были распиханы Летовым бонусами на переиздания альбомов от Мистерии. 11 песен выходили на концертнике «Концерт в городе-герое Ленинграде». 12 песен были взяты с альбома «Вершки и корешки» и переиздавались в его составе.
А вот на иркутскую запись у Летова были свои планы. Он хотел составить сборник из двух концертов и выпустить его отдельным изданием. Под названием «Мертвый сезон». Это со слов вдовы Летова, Натальи Чумаковой. Вот только Летов так и не реализовал этот проект.
В 2020 году руки Чумаковой таки добрались до иркутских записей. Она подготовила «Мертвый сезон» к выпуску. Концертник вышел в сентябре 2020 года на лейбле Выргород.
Изданий было 2. Оба в шестиполосных диджипаках. Но в первом варианте был один диск — компиляция, якобы соответствующая замыслу Летова нулевых. На нем было 32 песни (из, напомню, 46 — не считая ответов на записки). А во втором варианте было 3 диска. На первом диске — всё та же компиляция, а на двух оставшихся дисках — «дневной» и «вечерний» концерты. Полностью, без купюр.
Что-то я не уловил логику лейбла. Логично было бы выпускать 1 + 2. Отдельно компиляция — для желающих послушать такой вариант. Отдельно издание с полными концертами — для более хардкорных фанатов. Но делать издание, где есть и концерты целиком и сборная солянка из них же — как-то глупо, мне так кажется. Ну, пришлось брать полное издание — первый диск я в этом издании послушал разок, да и убрал подальше от проигрывателя. Смысл в нем какой? А на остальных дисках уже можно было и зависнуть.
Концерты. Летов времен серии альбомов «РПЭ». Так что в Иркутске исполнялось много песен этих времен. Плюс, разумеется, Летов отлично прошелся по «прошлым хитам». Исполнение — отлично. Подача материала у Игоря Федоровича очень мощная. Публика адекватная (для такого концерта). Ответы на записки — ни о чем. В общем, любителям творчества Егора на «Мертвом сезоне» есть на что залипнуть. Хотя все песни знакомые и никаких раритетов тут нет (да и быть не может). Некоторые песни, правда, очень редко исполнялись Летовым на концертах — «КГБ-Рок», «Кто сдохнет первым», «Солдатами не рождаются» и так далее. Так что есть хороший шанс услышать, как эти песни звучат в концертной акустики.
О грустном. Оригинальных записей с того концерта не сохранилось. Даже у Летова. (Только несколько песен со второго концерта.) Так что Чумакова собирала этот релиз из того, что нашла в сети. Понятно, материал с «Музыки весны». Плюс какие-то самодельные оцифровки от Кулибиных. Ну, то есть полные треклисты концертов она восстановила, но исходники были разные и не всегда приемлемого качества. Так что качество записи на «Мертвом сезоне» не сказать, чтобы блещет. Для фанатов, скажем так. Но этот релиз в любом случае покупали только ярые фанаты, так что картина мира у издателей «Мертвого сезона» сошлась. Чем больше от смерти Летова проходит лет, тем стремнее становятся релизы с его творчеством. Эдак и до самых неудачных дублей с Коммунизмов со временем доберутся.
7/10