Найти тему

Русский святой, Серафим Саровский, окончание

Предыдущая статья закончилась тем, что последние годы жизни батюшка Серафим взялся за выполнение того дела, которое ему было поручено настоятелем еще в молодые годы - создать женскую обитель в Дивеево.

Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь
Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь

Отдался этому делу преподобный Серафим со всей душой, фактически он стал организатором общины. Думал и о том, где сестры будут жить, где будут стоять храмы, и в будущее заглядывал. Много рассказывал, что будет в последствии. Отец Серафим благословил сестер обители построить мельницу и монахини смогли с ее помощью обрести независимость. Сами сеяли, пахали, мололи, пекли хлеб и строили кельи. На пожертвование уездного дворянина Михаила Мантурова были возведены первые храмы.

Что интересно, сам батюшка Серафим никогда в Дивееве не бывал, он руководил созданием обители дистанционно, но представлял ее себе в малейших деталях. Сестрам он рассказывал какой будет обитель, а они только удивлялись. Ведь тогда еще и земли своей у них не было. А Серафим видел все своим духовным взором и видел в точности. Описывать, как все это было, очень долго. Но есть замечательная книга, в которой описано все, о ней и ее авторе сказано ниже.

-2

Преподобный Серафим скончался на молитве, стоя на коленях перед аналоем, в своей монастырской келье. Горящая свеча упала на Евангелие, с него на льняные холсты, от этого произошло много дыма, который и увидели монахи. Старец ведь мог подолгу не выходить из кельи и никто бы не заметил его отсутствия, если бы не дым.

Сразу после его кончины его могила, кельи и дальней, и ближней пустыньки стали местами паломничества. Но до официальной канонизации было еще далеко. В эпоху рационализма к чудесам и пророчествам относились скептически, даже в Священном Синоде. Тем более, что Серафим Саровский почитался в основном простолюдинами, а высшее общество не привыкло прислушиваться к гласу народа. И кто знает, когда состоялось бы прославление Серафима Саровского, если бы не Леонид Чичагов, тоже будущий иеромонах Серафим и тоже будущий святой. Он первым начал собирать все исторические материалы, связанные с жизнью старца Серафима. Он опубликовал его первое житие, написал "Летопись Дивеевского монастыря" и сумел преподнести эту книгу императору Николаю II.

Государь так впечатлился историей жизни Серафима и его духовными подвигами и дарами, что настоял на скорейшей канонизации Саровского чудотворца. Это был тот случай, когда император и императрица проявили редкую настойчивость. Они просто заставили Синод принять это решение. Некоторые современники тех событий относились к этому критически, ведь это было не по правилам церкви. Но и критики признавали, что старец все же святой.

1903 год стал годом прославления Серафима Саровского в лике преподобных. В Сарове прошли торжества всероссийского масштаба, в них участвовали 300 тысяч человек. К дальней пустыньке была проложена дорога, вырублен лес. Все думали, что императорская семья поедет туда в экипажах, а царь пошел туда пешком. Он привез сюда всю семью, сам, вместе с великими князьями, на своих плечах, нес гроб с мощами батюшки Серафима, а императрица молилась здесь о рождении наследника. А в 1904 году наследник родился.

После революции Саровский монастырь был закрыт, в 1927 году мощи преподобного изъяли, несмотря на сопротивления верующих. Даже большевики понимали, что отнимают у православных святыню, мощи самого любимого русского подвижника. Поэтому перевозка их в Москву была организована как настоящая спецоперация. Потом на территории Саровского монастыря размещалась трудовая коммуна, приют для беспризорников, пересыльный лагерь. А в 1946 году Саров был признан самой подходящей точкой на карте СССР для размещения секретного научного комплекса.

Однако паломники все равно пытались проникнуть на территорию монастыря и пустынь Серафима. Их встречали сотрудники НКВД и разворачивали обратно, придумывая разные причины. По задумке советских властей название города Саров, как и имя Серафима, должно быть забыто. Даже на территории города было запрещено упоминать имя святого. Но местные жители хранили память о святых местах и о батюшке Серафиме. Они ходили, ставили кресты на пустыньках, власти их убирали, а они снова ставили. Вещи, принадлежащие святому Серафиму, тоже были сохранены. А мощи Святого Серафима обрели чудесным образом.

В 1990 году Казанский собор в Санкт-Петербурге возвращали верующим, в нем ведь много лет был музей. Музейщики уже собирали вещи и освобождали помещения. Мощи Соловецких святых и благоверного Александра Невского теперь перестали считаться экспонатами и были переданы церкви. Больше никаких мощей в каталогах не значилось. Но вдруг, разбирая хранилище, сотрудники музея обнаружили в одном из гобеленов большой сверток, а в нем человеческие останки и шелковые рукавицы, на которых было вышито: "Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!"

Находку сравнили с подробной описью мощей Серафима Саровского, сделанной большевиками и обнаружили их абсолютное сходство. Так мощи преподобного Серафима были обретены во второй раз и торжественный Крестный ход с этой святыней прошел от Москвы до Нижегородской области. Но в Саров, где батюшка провел большую часть жизни и был похоронен, вход по-прежнему был запрещен. Поэтому мощи принесли в Дивеево. Так сбылось пророчество самого Серафима: он говорил, что будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И даже передал Дивеевским сестрам свечу, с которой в монастыре, через много лет после его кончины, будут встречать его мощи. Об этом 160 лет назад тоже предсказывал старец Серафим.

С момента перенесения мощей преподобного Серафима в 1991 году и началось возрождение всей Русской Церкви после 70 лет гонений. Дивеевская обитель с этого времени стала самым посещаемым монастырем в России. А в Сарове теперь любят говорить, что это не только секретный город, где была создана атомная бомба, но еще и духовный щит России.

*** *** ***

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал. И спасибо, что читаете!