В сводках Совинформбюро 1941 года упоминается «отряд товарища Щ.» – самый боевой из сформированных Калининским райкомом ВКП(б) партизанских отрядов, которым командовал заведующий отделом райкома партии Иван Николаевич Щербаков.
Было в отряде 42 партизана – бойцы истребительного батальона, люди, не призванные в действующую армию по возрасту, состоянию здоровья. В боевой строй они встали потому, что не могли оставаться в стороне от всенародной борьбы с гитлеровскими оккупантами. Ядром отряда стали 14 коммунистов, в его рядах было пять председателей и секретарей сельских Советов, два председателя колхоза, три педагога. На равных делили с ними риск, все трудности партизанской жизни пять женщин и два подростка.
Комиссаром отряда был Иван Иванович Булахов – директор Щербининской средней (сейчас восьмилетней) школы, секретарь местной парторганизации, руководитель агитколлектива.
44-летнего командира Щербакова коммунисты хорошо знали. Сын батрака, он до революции работал токарем в Петрограде, участвовал в революционной деятельности большевиков, штурмовал Зимний, а в 1918 году пошёл добровольцем в Красную Армию и служил пять лет. Воевал в Конной армии С. М. Будёного, на Восточном и Западном фронтах, бил белогвардейцев во время польского похода, был дважды ранен, сражался в партизанском отряде – опыт партизанской борьбы пригодился Ивану Николаевичу спустя двадцать лет, в 1941-м… Вернувшись в Тверь, он работал на вагоностроительном заводе, а с 1929 года был занят партийной работой. О боевых качествах командира отряда говорят строки из его армейской характеристики: «В рядах РККА проявил себя преданным в борьбе с белобандитами, вначале служил бойцом, потом командиром взвода и командиром кавэскадрона. За боевые заслуги в 1919 году награждён именными часами от ВЦИКа».
Вместе с Иваном Николаевичем сражалась в партизанском отряде его дочь Катя, была разведчицей.
До перехода в тыл врага отряд Щербакова, находясь в прифронтовой зоне по заданию командования вёл непрерывную разведку фашистских частей, поддерживал связь с районными организациями, располагавшимися в Каблукове, со штабом партизанских отрядов района. В отряде было 17 верховых и 4 обозных лошади, и партизаны действовали как в пешем, так и в конном строю. Сфера их действия – Калининский и бывший в то время Тургиновский и Новозавидовский районы. Отряд устроил для себя лагерь, а на тот случай, если окажется в тылу противника, – базу в Неплюевских болотах: шалаши, продовольствие, одежда, боезапас.
И скоро эта база пригодилась 14 ноября враг предпринял отчаянный бросок и овладел многими населёнными пунктами в партизанском районе, в том числе занял Тургиново, Редкино, Завидово. Первым испытанием для партизан в этих условиях было поддержание огнём четырёх пушек нападение гитлеровской кавалерийской части. Но отряд вовремя ушёл из лагеря на основную базу, о которой враг, разумеется, не зал. Захватив «трофеи» – 4 канадских винтовки и 3 банки мёда, раскидав брошенные партизанами незначительные предметы личного обихода, гитлеровцы хвастливо объявили, что «с партизанами покончено». Было это 15 ноября 1941 года.
Продолжая разведку, партизаны начали диверсионные операции. За четыре дня, 25-28 ноября, они уничтожили линии связи между деревней Тургиново и селом Пушкино, – тылом части. Партизанские сапёры заминировали дороги между деревнями Азарниково и Лукьяново, Коробеино и Григорьево, Лукьяново – Степаньково, Стариково – Никулино. На этих дорогах взрывами уничтожено 6 автомашин, до 120 гитлеровцев, партизаны захватили 30 винтовок, автомат, 1500 патронов, медикаменты, важные документы, письма.
Конный партизанский отряд Щербакова не останавливали ни метели, ни морозы, а они во всю свирепствовали в ноябре сорок первого.
Когда партизаны действовали во вражеском тылу, к ним присоединились девять вышедших из окружения красноармейцев. Но и потери в отряде были. Разведчик-коммунист Арсений Дементьевич (правильно Филиппович) Гуляев, бывший агроном, не раз ходил в разведку и приносил ценные данные. Однажды он пришёл в Никулино, где жила его семья, и был захвачен гитлеровцами по доносу жены дезертира. Гуляева допрашивали в Калинине, в полевой жандармерии, которая располагалась на улице С. Перовской в доме № 17. Под жестокими пытками Гуляев не проронил ни слова об отряде. Убедившись, что он ничего не выдаст, фашисты расстреляли партизана, труп бросили в траншею во дворе жандармерии. Ночью жена Гуляева, Александра, тайком извлекла тело мужа из траншеи, увезла к брату в Первомайский поселок и там похоронила.
Отлично действовал в отряде разведчик Азарий Ибрагимович (правильно Абрагимович) Зимнович. До войны он преподавал в Никулинской школе немецкий язык. В отряде был не только разведчиком, но и переводчиком, и связным со штабом в Каблукове. Одетый в гитлеровскую военную форму, отлично владея немецким языком, Зимнович проникал в расположение вражеских частей и добывал ценные разведданные, участвовал в захвате предателей Родины. Он и после освобождения района действовал до июня 1943 года в составе партизанской разведгруппы на оккупированной территории в округе шоссе Москва-Ленинград.
Партизанский отряд И.Н. Щербакова 62 дня выполнял ответственные задания, из них 31 день – в ближайшем тылу врага в окрестностях Калинина и прилегающих районах. Во время наступления Красной Армии отряд товарища Щ. сражался в рядах 57-го кавалерийского полка. Для не знавшего больше месяца отдыха отряда самыми тяжёлыми были три дня боев за деревни Григорьево и Болдырево. И все же партизаны не только держали фронт в боевых порядках полка, но и вели разведку – в отряде были такие знатоки местности, как Александров, Зимнович, Яков Щербаков, Колесов, Дугин, Василий Поляков, Шура Дормидонтова. Дважды ходило в атаку на засевших в Григорьеве фашистов отделение под командованием Ляпина (правильно Лапина), проявляя смелость, военную смекалку, взаимовыручку.
16 декабря 1941 года город Калинин и Калининский район были освобождены от оккупантов.
В числе первых освободителей вошли в город кавалеристы 57-го полка и с ними 39 бойцов партизанской конницы командира Щербакова и комиссара Булахова.
Н. ШУШАКОВ, ветеран войны.
«Политическая агитация», 22 ноября 1989 г.