Найти в Дзене
Татьяна Сидорова

Моя любимая Любаша

Фото автора. Наше детство.
Фото автора. Наше детство.

Мою любимую сестренку звали Любаша. Она была старше меня на четыре года. В детстве разница ощутима, она была взрослой и самостоятельной. Стали взрослыми, грань в возрасте стерлась, сестра для меня была подругой.

Моя старшая сестра- это был человек, который значил для меня много, у нас с ней было душевное общение.

Она всегда была рядом, когда нужно было поддержать меня, или помочь в трудное время.

Я очень любила свою сестру за ее доброту и заботу, одна из самых близких людей, потому, что видела ее доброе сердце. Выросла на ее сказках и многому она научила меня: читать, шить, кататься на велосипеде, всем делам в доме и в домашнем хозяйстве, снимать яйца и делать из них гоголь- моголь. Отец и мать всегда были заняты, в работе и заботе, а она, как наседка со мной, поэтому я к ней была очень привязана.

Была умная, рассудительная, трудолюбивая, заботливая.

Когда мне нужна была помощь в любой ситуации, я всегда со всеми бедами обращалась к ней. Всегда выслушает, давала советы. Мы все детство проводили вместе. Стали взрослее- ходили уже вместе на танцы. Она научилась рано шить, в детстве посещала кружок швеи в Доме пионеров. Шила себе и мне новые наряды. Жертвовала своими вещами, отдавала мне свою одежду и обувь.

Человеческая память избирательна. Этот случай я запомнила.

В памяти - ее улыбка, ее лицо светилось от счастья, так и запечатлелся этот случай на всю жизнь.

Летнее утро в поселке. Слышны мычание коровы и кудахтанье пернатой живности на придворье. Петухи успели пропеть зорьку, мама уже была на ногах и хлопочет у плиты, торопливо готовит завтрак. Папа возится в хлеву- выгоняет корову с теленочком в общее стадо на пастбище. Сестра Люба задаёт корм курам. Радостная вбегает в дом с большой миской яиц.

- Мама, смотри!

- хвастается она, показывая добычу,

- сколько я насобирала.

- Молодец, умничка!- хвалит мать.

- У меня всё готово. Зови всех и отца, а то всё остынет.

Мы всегда с сестрой были вместе, не расставались. В нашем секторе детей много было, играли в разные игры: прятки, круговую лапту, в волейбол, в настольный теннис, в

"генералиссимуса, в очко, в ножички, качались на качелях- она всегда рядом со мной. Очень интересно проводили время, развлечений хватало, не это поколение.

В огороде сорняки все наши с сестрой, окучивали. Дети играют на улице, пробегая по улице мимо нашего огорода, зовут нас. Нам с сестрой мать давала хозяйственные обязанности по дому на день. Нам дана норма вырвать сорняки, окучить грядку. После этой выполненной работы

- "свободны, как ветер". Вот мы с сестрой и спешили. А мокрицы - зелёное "покрывало".

В наши трудовые обязанности входило выполнять мелкую работу по дому, по хозяйству.

Вечером с пастбища встретить скотину с пастбища и загнать в хлев.

Сестра с хворостиной сопровождала корову, я теленочка.

Справившись со всеми домашними делами, по наказу родителей, до самого позднего времени игрались с детворой.

Помню зимами комки снега на одежде. Домой приходишь вся одежда, как латы, заледенела, вся льдом покрыта. Мама говорила про нас с сестрой,

-"Нагулялись, белые снеговички."

Снимали шаровары вместе с валенками. Вешали на перегородку над лежанкой печи, шаровары с валенками, так они там колом и висели пока не оттают.

Я первая вышла замуж, уехала на родину мужа. Любаша отдала мне свои любимые, так дороги ей наряды. Люба вышла замуж через год после меня. И началась ее жизнь полная мытарства, мучений и унижений. Супруг оказался хроническим алкоголиком.

С первых их встреч ей показался достойный претендент в мужья и в своих высказываниях был ярым противником вредных привычек. Только убедившись в том, что ее избранник не имеет вредных привычек, согласилась стать его женой. Сестра и подумать не могла, что он окажется хроническим алкоголиком. Казалось бы, вот оно, долгожданное счастье, но счастья у ее не было.

В дом пришла беда.

Супруг запил, случались запои, из которых он не выходил неделями.

Часто придя с работы, все сестрою приготовлено было съедено, он вместе с собутыльниками умудрялся съесть все.

Продуктов питания дома не было, не было даже молока, чтобы сварить детям кашу. Она варила манную кашу на воде и сверху добавляла растительное масло. Муж и эту кашу пытался отнять у ее, бегал за ей. Постоянно нуждалась в средствах к существованию. Каждый раз приходилось занимать на дальнейшее существование у коллег по работе. Ее супруг заработанные сестрою деньги тратил на спиртное. Выносил из дома вещи детей и сестры, продавал и все деньги уходили на алкоголь.

Было желание у ее развестись, разменять квартиру, но жалко было терять жилье. Думала, стоит ли ей вообще дальше терпеть такое отношение к ей. Сестра в последствии поняла, что алкоголизм это болезнь, но лечить больного, если он этого не хочет, пустая затея.

Уходить от его надо было ей, пока не поздно, не губить свою жизнь и жизнь своих детей. Не знали мы, ни она, ни я, что такое алкоголизм, так как не сталкивались никогда с этим. Наш папа, нам пример жизненный, не употреблял спиртного и был не курящим.

Вначале любила своего мужа, потом стала ненавидеть. Его запои причиняли сестре моральную и физическую боль.

Вечные разборки, пьянки мужа. Он был социально опасен- представлял угрозу для жизни и здоровья ее, и детям. Стрелял из ружья по двери, где за дверями была Любаша с детьми, спрятались от его.

Супруг неделями был в запойном состоянии.

Если случался день, два быть в трезвом состоянии, то это значило- негде взять денег, никто не даёт, не наливает. Он находился в эти дни в нервном состоянии, придирался по всякой мелочи к сестре.

Сестра не жила, а существовала. Больше всего находилась в родительском доме с детьми и домой у ее не было никакого желания идти, и видеть его пьяную рожу, и его собутыльников. После кошмарных семейных разборок она не могла нормально спать. Приходила к родителям, оказав маме помощь по дому, днём засыпала крепким сном.

Алкоголик, который нигде не работал, пил и бил ее, вел паразитическую жизнь, но она не теряла надежды на его исправление.

Проявлял неконтролируемую агрессию по отношению к ей, находил причины для ссор и конфликтов. Подруг у ее не было, муж не приветствовал. Дом- семья, работа, родительский дом, где для ее была отдушина. За прожитые годы с этим душегубом сестра превратилась в безропотного, загнанного человека, она не жила, а существовала. Из уверенного в себе человека, она превратилась в старуху, которую не интересовало ничего.Все здоровье из ее высосал, столько кровушки попил из ее всю душу вытряс, пока он над ей измывался. Старалась быть мягкой, покладистой, во всем угождала мужу, ориентировалась под настроение мужа.

Шла на любые уловки и ухищрения, но постепенно ее осознание, что ничего не изменится, становилось все более явным. Говорить о хоть каком-то подобии нормальной жизни в таких условиях не приходится.

Так она прожила- промаялась с им 15 лет. И в один из запойных дней супруга, Любаша решила свести счёты с жизнью, выбросилась с балкона, с восьмого этажа.

Я не могла в это поверить. Она жила ради своих детей. Все годы в ее сердце жил источник силы- маленькие дети- два сына. Она сыновей любила до безумия, заботилась о них, переживала. Жила ради них, только их проблемами и желаниями. Делала все, только чтобы у них все было, ни чем не были обделены, только бы они счастливы были.

Всегда старалась, чтобы дети выросли добрыми, заботливыми, человечными. С малых лет учила только хорошему, внушала, "что такое хорошо, а что такое плохо",

что можно, а чего нельзя.

Я в эту ночь находилась на работе. Я задремала сидя за столом. В два часа ночи поднялась, подошла к радио, прибавить громкость, чтоб в шесть часов радио своим громким звуком меня разбудило, в случае, если я задремлю. Протянула руку к радио и испытала боль в лёгких. В часов в девять, приехал ко мне Любушкин старший сын и сообщил о случившимся. Я только произнесла слова:

"Она не могла это сделать, она вас так любила, она ради вас жила". Боль в лёгких присутствовала несколько дней, мне было больно дышать, ощущение, как будто мне отбили легкие.

Любушка упала с балкона в два часа ночи. Ее сын услышал хлопок дверей, бросился на балкон, Любушка лежала внизу на асфальте. Когда он подскочил к матери, она ещё была жива и произнесла слова:"Как мне больно" и все...

Я не плакала, я "выла белугой", как зверь раненный завыла, завыла тяжело, по- животному.

Стоя у гроба с Любушкой я не могла прийти в себя и поверить, что ее никогда рядом не будет со мной. Мы с ней были, как близнецы, связанные одной пуповиной и вот эта пуповина оборвалась и Любушки нет рядом со мной....

Как мне не хватает поддержки и любви моей Любушки.