Найти тему
Академия Hard&Soft

Брызги шампанского… или игристого?

Оглавление

Как говорится — для любителя выпить повод всегда найдется.

А вот 1 августа и выдумывать ничего не надо — в этот день почти во всем мире отмечают международный день шампанского! Это ли не повод отведать шипучий напиток. В крупных винных маркетах в этот день можно продегустировать напитки и попробовать что-то новое.

Photo by Myriam Zilles on Unsplash
Photo by Myriam Zilles on Unsplash

Кстати, интересно, что именно игристое вино — основа любого праздника. Бокал шампанского поднимают и за день рождения, и под бой курантов, и за новоселье. Традиционная бутылка из зеленого стекла украшает любой стол, тогда как другие являются лишь дополнением.

Несмотря на то, что праздник отмечают 1 августа, учрежден он был на три дня позже — 4 августа.

Как все началось

Имя человека, придумавшего метод шампанизации, впоследствии ставшим основой для изготовления игристых вин, у всех на устах. Звали его дон Периньон. На самом деле, конечно, его звали Пьер. Этот монах был хозяином погреба в бенедиктинском аббатстве в Отвилье, в провинции Шампань, и полжизни занимался тем, что экспериментировал с винами. Однажды он обратил внимание, что забродившее вино взрывается в бочках.

Photo by Renato Marques on Unsplash
Photo by Renato Marques on Unsplash

4 августа 1668 Пьер предложил братьям попробовать совершенно новый напиток — виноград был смешан и ферментирован невообразимым доселе образом, и это подарило миру усовершенствованный и качественно новый вкус вина.

Новость об искусном виноделе мигом облетела всю округу. Молодые подмастерья бросились перенимать опыт, который Пьер Периньон даже и не думал скрывать.

Чуть более полувека ушло на распространение секрета ферментации винограда, и в 1728 году игристым вином стали торговать официально. Французы, разумеется, первыми открыли компанию по производству шампанского. Развитие отрасли происходило постепенно, уже через сто лет после смерти Пьера Периньона. Новшествами обросли не только вина — для закупорки шампанского Пьер изобрел пробку, а сами бутылки делали из более толстого стекла с уплотненным дном, чтобы избежать взрывов.

В 19 веке уже практически в каждой стране были свои специалисты по изготовлению шампанского, которые привносили свои нотки. Первое русское шампанское «Лев Голицын», к слову, считалось одним из лучших и завоевывало награды на парижских выставках.

Запретить шампанское! (заодно и коньяк)

После Второй Мировой войны французские власти испугались растущей конкуренции и распорядились, что отныне называть шампанским можно будет только те напитки, которые произведены в исторической провинции Шампань по особой технологии. Все остальные напитки именуются игристым вином. Так был принят закон, который сегодня мы знаем как практику применения географических названий для индивидуализации.

Можно сказать, что так создатели попытались защитить свои изобретения. Во времена, когда авторского права еще не существовало и никто не понимал, как запретить другому использовать чужие наработки, географические указания стали своеобразной защитой.

Не только шампанское защитилось «особой технологией провинции Шампань». Об особенных свойствах природы, почвы, погодных условиях заявили также и в городе Коньяк, где производился одноименный напиток, и многие французские сыровары.

А тульский пряник можно? (спойлер - нет)

В России также есть масса примеров применения географических указаний: Тульский пряник, Вологодское масло, Адыгейский сыр.

Касается это не только выращиваемых культур. Швейцарские часы также подразумевают, что не менее 60% механизма произведено в Швейцарии. Ивановский трикотаж, Дулевский фарфор, Павлопосадский платок — все это относится к географическим наименованиям как средству индивидуализации.

Так называемые «региональные бренды» являются лучшей рекламой своего товара. Все женщины сходят с ума от французских духов. Потому что буквы «made in France» моментально превращают содержимое флакона в невероятный аромат. Итальянская обувь считается самой качественной в мире, а шведские стиральные машинки, наверное, никогда не сломаются. Таким образом принадлежность товара к определенному региону моментально говорит о его свойствах и характеристиках, а также сообщает о своей уникальности.

Так что же делать?

В России система охраны наименований места происхождения товара существует с 1992 года.

Наименование места происхождения товара позволяет закрепить за производителями региона права на данное наименование. Но и производитель должен доказать, что его товар обладает уникальными качествами именно благодаря природным и/или людским ресурсам, и полностью произведен на данной территории.

Географическое указание немного мягче — для его использования необходимо чтобы хотя бы одна стадия производства относилась к упоминаемому региону.

При регистрации наименования места происхождения товара (НМПТ) владелец бренда может запросить в Роспатенте регистрацию товарного знака. Также он может использовать название товара где угодно — на этикетках, упаковках, в рекламе, а еще может запретить другим использование такого названия, если у них нет регистрации на такое же НМПТ.

И географическое указания и НМПТ будут охраняться Роспатентом в течение всего срока возможности производить товар.

Узнать больше обо всех тонкостях регистрации торговых знаков, а также получить развернутый гайд по регистрации географических наименований – можно на курсе эксперта Минэкономразвития Максима Дышлюка. Первый урок – бесплатно!

Учиться тут!

#защита_ИС #интеллектуальная_собственность #кейсы #географические_наименования #товарный_знак #брендинг #средства_индивидуализации