Найти тему
Раньше было лучше

Воздухоплаватель

Воздухоплаватель
Воздухоплаватель

Шёл 1925 год. Высокому худенькому еврейскому мальчику который родился в местечке под Вязьмой, в бедной семье портного, было лет 16 -17. И так его достало беспросветное однообразие унылой жизни и беднота с постоянной экономией всего и вся, что не выдержав он ушел пешком в Вязьму. Мама дала сухариков из мацы, отец не стал удерживать, понимая, что силой тут ничего не решить, а тока озлобить. Младшая фегеле - сестренка, только смотрела грустными полными слез глазами. - Я заберу тебя отсюда потом. Сказал он ей тихо. И ушёл пешком пыля ногами по сельскому тракту. На дороге ещё озоровали местные недобитки из бывших, но пронесло. Спасло то, что вышел он рано утром. В Вязьму пришел к обеду и сразу направился в ближайшую школу рабочей молодежи. Где и был принят в последний класс.

Произошло это благодаря маме, которая занималась дома с ним и сама дала ему приличные знания. А также вследствие природной любознательности и усидчивости в деле постижения азбучных премудростей и математики с основами физики и географии. Мальчик он был очень трудолюбивый и совсем неглупый, поэтому и было ему тесно в местечке под Вязьмой. Это была даже не школа, а скорее интернат для бедных детей пролетариев. Причём в классе оказалось больше половины евреев. Они традиционно тянулись к учебе и если, где открывалась какая ниша по части получения образования, они тут же заполняли её.

Ранее при царском режиме была квота-ограничение на обучение евреев, не более 3 человек в одном классе. Но Великодушный рабоче-крестьянский режим совершенно бездумно и в порыве революционного равноправия устранил эти квоты и еврейские дети из бедных семей буквально хлынули во все места школ Нар образа. Этим самым уменьшая там количество детей из русских семей. Евреи оказались более сообразительными и шустрыми в деле понятия будущей перспективы от получения знаний. Так и наш Сруль, а по-русски Саша оказался в классе с доброй половиной своих соотечественников. Да ещё на полном государственном коште, то есть питании, обеспечении и проживании. Это ли не халява? Конечно Сруль был этому несказанно рад , но более всего он был рад возможности получать знания и общаться с образованными учителями, часами просиживать в библиотеке.

При школе работал кружок воздухоплавания. Этим и увлекся Саша. Идея работы движителя внутреннего сгорания поразила его своей логичной изящностью и эффективностью. Этим он и стал интересоваться больше всего. Вёл кружок молодой учитель физики который был всего на пару-тройку лет старше Саши. Около года Саша интенсивно само образовывался и учился. Всё свободное время отдавал кружку воздухоплавания и в частности повышению эффективности воздушной тяги движителя. Они меняли форму пропеллера, место расположения движителя на аэроплане, пытались поднять мощность самого движителя. Естественно это всё происходило на чертежах и рисунках. От регулярного питания и правильного режима дня физиологическое развитие Сашиного организма пошло ударными темпами и он стал заглядываться на девчонок из соседнего интерната в следующем квартале. Но как-то идя в библиотеку он столкнулся с девушкой его же лет, даже скорее чуть старше. Она жила внизу в подсобке с отцом истопником и матерью кухаркой, работающих у них в интернате. Девушка была тихой и незаметной, но Саше как-то сразу понравилась.Он, краснея, позвал её помочь донести плакаты в библиотеку. По дороге они провалились в подсобку, где и произошло самое то, о чём слагают столько баллад и романов. С этого дня они стали встречаться.

В кружке воздухоплавания Саша с учителем спорили о том, как увеличить мощность мотора, без увеличения веса оного. Боролись за каждый грамм, срезая лишнее иногда даже в ущерб прочности движителя в теории конечно. Как-то в пылу спора Саша крикнул учителю, что если уже никак нельзя уменьшить вес, то нужно как-то изменить сам пропеллер чтобы он больше загребал воздуха и больше выталкивал его от себя, и может надо не один широкий пропеллер, а много-много узких пропеллеров, типа лопаточкой. И вдруг смолк осенённый этой простой гениальностью своих мыслей. Этой предтечей турбины.

Как будто мимо тихо ангел пролетел. Учитель также всё понял и ревность тут же взыграла в нём. Он подумал, а пожалуй этот еврейский щенок скоро переплюнет даже меня в теории воздухоплавания. С тех пор он стал потихоньку и незаметно гнобить юное дарование. Отодвигая его от основных дел и давая второстепенные задания. А однажды когда они заспорили о новой идее Саши про убирающиеся шасси-колеса при полете, для улучшения аэродинамики аэроплана, то учитель сказал Ну это же не юбки у твоей подруги, которые она поднимает и опускает когда тебе захочется.-А? Как там у неё это работает? На Сруля накатила волна бешенства и обиды, вскипела в жилах кровь Давидова победившего Голиафа и он глухо сказал учителю-Пошли. Вывел его на задний двор, где сразу ударом свалил его на землю, а потом сидя на нём, наотмашь бил его по лицу двумя руками поочередно.

После этого Саша пошёл в спальню, взял в тумбочке свои вещи, кое-какие деньги и вышел навсегда из этой школы рабочей молодёжи... Зашел в подсобку, где жила семья Маши и сказал её родителям, что уезжает в Москву и хочет взять с собой их дочь, любит её и будет с ней жить. Родители от неожиданности растерялись. Он сказал, что придет через час, как стемнеет и они должны решить едет Маша с ним или нет. Через час, уже в темноте они вдвоём с узлами ехали в товарном поезде в первопрестольный град Москву.

В Москве они на неделю сняли угол в маленькой каморке недалеко от вокзала. На большее денег не было. Сруль в первый же день, прямо с утра направился к Авиа-моторному заводу. Там узнал, кто главный конструктор и как его зовут. Придя домой подумав, написал записку для главного конструктора. В которой указал, что работает в частной конторе аэропланов и хотел бы знать мнение конструктора про изменение профиля пропеллера на лопаточную форму, а также что он думает по поводу убирающегося шасси. В конце уточнил что, хотел бы работать в его КБ. С этой запиской Сруль отправил свою теперь уже жену Марию к Главному конструктору, с наказом передать лично в руки и обязательно дождаться ответа. Мария все выполнила, как было сказано и у же под вечер вернулась в их грязный и неуютный угол.

Ответ она принесла, чем и обрадовала Сруля. После прочтения он весело обнял её, поднял и закружился сбивая казанки и прочую хрень в этой тесноте темного угла. Жарко шепча ей на ухо Виктория! Полная Виктория! Полная!. На что Мария, млея, отвечала что ты Сашенька? И совсем не полная, я же такая худенькая и потом, я же Мария! В записке было приглашение обсудить условия контракта на работу. Так юноша из глухого местечка смог выйти на оперативный простор, для реализации своих творческих возможностей. Любящую сестру свою он конечно же, как настоящий брат не оставил. Ну а имя, а что имя - Сруль это нормальное еврейское имя, у них ещё и не такие есть. Пословица, как вы яхту назовете так она и поплывет, здесь не работает.

Поскольку яхта это предмет деревянный суть неодушевлённый, а человек это дар божий. Между ними разница, как между скрипкой и скрипачом, поскольку яхту строит и наделяет душою человек, то человека наделяет душою бог. И если яхта, только с помощью человека может построить свою судьбу. То человек же только с божьей помощью может устроить свою судьбу.

Александр Алехин. Бендеры