30 июня в Московском музее современного искусства открылась первая часть масштабной выставки Школы дизайна НИУ ВШЭ «Telling Stories. Большие данные», а вслед за ней 7 июля её вторая часть стартовала в HSE ART GALLERY. О процессе подготовки проекта, молодых художниках, особенностях обучения в Школе дизайна и, разумеется, о больших данных мы поговорили с кураторкой выставки и руководителем направления «Современное искусство» — Александрой Кузнецовой.
Руководитель магистратуры «Практики современного искусства» Школы дизайна НИУ ВШЭ, художница, преподавательница, участница российских и международных выставок и биеннале современного искусства, среди которых групповые и персональные выставки в ГТГ, ММОМА, Манеж, Фонд «Екатерина», Биеннале в Кампале, лауреатка Фестиваля сверхкороткого фильма в Москве, фестиваля 1 Minutto в Бразилии.
С чего началась работа над выставкой? Как вышли на такую тему?
Школа дизайна уже третий год подряд проводит большую выставку своих студентов, преподавателей и выпускников, которая подводит итог образовательного сезона. В этом году мы выбирали из нескольких тем, и в итоге наша кафедра «Современного искусства» коллегиально остановилась на «больших данных». Мы руководствовались образовательными и просветительскими задачами: было важно предложить тему, над которой могут поразмышлять не только современные художники, но и дизайнеры различных направлений, а также широкий круг креативных профессионалов. Ведь в этом году мы впервые расширили open-call со Школы дизайна на весь факультет креативных индустрий.
Важно сказать, что «большие данные» уже давно внедрены в образовательный процесс: Вышка даже ввела блок обязательных дисциплин Data Culture абсолютно для всех студентов, в Школе дизайна в этом году открылся вариатив художника Игоря Самолёта, а в питерском кампусе Школы дизайна был запущен специальный вариатив «Инфографика и визуализация данных» приглашенного преподавателя Дениса Запорожана, дизайн-директора по продуктовому и коммуникационному дизайну в «Газпром Нефть» — и это лишь часть инициатив.
Для нас очень важно, чтобы тема годовой выставки внедрялась в образовательный процесс: так студенты в течение учебных модулей могут создавать проекты под руководством своих кураторов, а также делать и самостоятельные проекты.
А что именно подразумевается под большими данными? Как лично вы понимаете этот термин?
Все канонично. Интересно подумать о том, как мы потребляем результаты алгоритмизации больших данных, в какой-то момент перенимая продиктованные ими поведенческие паттерны. Эта выставка — возможность для художников и дизайнеров почувствовать и попробовать новые междисциплинарные подходы, выйти за границы привычных выразительных средств.
Выпускница профиля бакалавриата «Анимация и иллюстрация» Дарья Арбузова в проекте Poems by Robot, можно сказать, сотрудничала с нейросетью. На основе своих старых эскизов и работ она сгенерировала визуальные образы, которые стали основой для новых объектов. В итоге получилась впечатляющая и численностью, и масштабом серия скульптур из стекла и эпоксидной смолы.
Еще один пример — «Тотальная документация» Полины Штанько, студентки первого курса магистратуры «Современная живопись». Для выставки она создала инсталляцию из керамической плитки, на которую нанесла изображения с камер видео-наблюдения, находящиеся в общем доступе. Это проект про уязвимость приватного пространства и то, насколько повсеместны на самом деле цифровые и, на первый взгляд, незримые технологии.
С чем вы связываете популярность темы больших данных и диджитализации среди художников?
Итоговая выставка в этом году стала частью Telling Stories — это большой фестиваль, который делает весь Факультет креативных индустрий Вышки. Рассказывать истории можно о чем угодно. Глобально наша выставка — рассказ о больших данных: что это такое, как мы их видим, что остается незамеченным, какие новые грани открываются в нашей жизни в связи с big data.
Каждый из разделов выставки посвящен отдельному аспекту области больших данных. Например, раздел «Измерение экологии»: вопросы, связанные с экологией, через большие данные раскрываются совершенно в новом ключе, и мы можем видеть те тотальные изменения, которые происходят именно благодаря тому, что анализируются большие массивы данных. С другой стороны, в этом разделе речь идёт и об экологии данных: информации много, важно ранжировать способы её потребления, не переполняться ей, потому что это приводит к стрессу и тревожным состояниям.
Не зря же есть устоявшаяся фраза «что хотел сказать художник». Художник рассказывает о нашей действительности с неожиданных позиций — не всегда словами, а через визуальные образы, в которых заключена концепция работы.
Telling Stories. Big data — это выставка в основном молодого и очень молодого искусства: в экспозиции и работы выпускников Школы, и студентов первого курса. Стереотип о низком качестве работ молодых художников до сих пор живет в сознании многих. Как думаете, почему он до сих существует?
Честно говоря, я не сторонница ранжировать художников по возрастному принципу. Ты либо художник, либо нет. Наши студенты — однозначно художники. Да, в начале своей карьеры. На этом этапе молодые авторы особенно нуждаются в поддержке и наставничестве, в том числе и чисто техническом. Мы в Школе помогаем направить их проекты, вместе ищем экспозиционные решения. Например, Мария Рогова хотела сделать свою инсталляцию «подробно об общем» очень маленькой, но в процессе обсуждения мы решили, что в пространстве музея лучше сделать ее масштабнее.
МАРИЯ РОГОВА. ПОДРОБНО ОБ ОБЩЕМ, 2023. КАРТОН, ПЕЧАТЬ НА БУМАГЕ (ФОТО: ПАВЕЛ СМИРНОВ)
Как Школа дизайна готовит будущих художников? Какие особенности обучения, с вашей точки зрения как академической руководительницы Школы и одновременно практикующей художницы, способствуют включению студентов в актуальный художественный процесс?
Особенностей довольно много. Если я всё буду рассказывать, это будет очень длинная история. Один из ключевых моментов — это практикоориентированное обучение, но это четко организованная практика. Мы даём возможность студентам, которые ещё находятся в процессе формирования своего художественного языка, постоянно искать себя в разных медиумах, пробовать разные способы технической организации проектов. Иногда мы направляем их на актуальные темы, например, с помощью годовой выставки, но в целом концептуально не ограничиваем студентов.
В галерее открылась вторая часть выставки. Почему было выбрано такое кураторское решение? По какому принципу была разделена экспозиция на двух площадках?
Предыдущие годовые выставки мы организовывали в нашей галерее. В этом году получилось сделать выставку на интересной большой площадке, но и свою галерею мы обижать не стали. Тем более, что заявок на open-call поступило много, и они были достаточно разноплановые. В ММОМА на Петровке мы в основном представили художественные проекты. Это необязательно работы студентов-художников, но формат и способ высказывания связаны с дискурсом современного искусства.
А в галерее, которая, конечно, более компактная площадка, мы сделали акцент на дизайнерские проекты: плакаты, которые в большом количестве делают наши студенты, в том числе в рамках Лаборатории плаката Юрия Гулитова. Сюда же вошли работы, связанные с визуализацией данных. В этой части активно поучаствовал питерский кампус. Так что выставка в галерее имеет гибридный характер. Мы уже некоторое время делаем проекты, в которых дизайн и современное искусство удачно соседствуют. Для нас это очень логичная модель сосуществования и дополнения, например в Школе даже есть такой бакалаврский профиль «Дизайн и современное искусство», где мы активно учим студентов этому соседству и механизмам работы как в дизайне, так и в современном искусстве.
«Telling Stories. Большие данные» в ММОМА
Даты: 30 июня — 13 августа
Адрес: Петровка, 25
Билет можно приобрести на кассе или по ссылке
Вт-вс 12:00–21:00, вход посетителей до 20:30.
«Telling Stories. Большие данные» в HSE ART GALLERY
Даты: 7 июля — 13 августа
Адрес: Малая Пионерская, 12
Вход свободный
Ср—вс 12:00–20:00