Найти тему
Марина Ярдаева

Класс, который мог бы быть средним

Такая формулировка, мне кажется, более уместна в России. Хотела написать, в сегодняшней России, но осеклась. Наверное, эта история если не вечная, то уж точно давняя. История про то, что вечно что-то мешает. Или вечно чего-то не хватает.

Допустим, XIX век. В городе поднимают голову какие-нибудь мещане, в деревне нарождаются кулаки. Они могли бы стать представителями среднего класса в его современном понимании, но не хватало образования, умения мыслить без привязки к одному только личному и сиюминутному. Когда же их дети, выламываясь из среды, получали это самое образование, так они, известные нам под именем разночинцев, сразу проваливались в бедность. Ну потому что, в противовес своим скучным отцам, слишком уж отрывались от земли - все норовили, по верному замечанию классика, вернуть данную им карту звёздного неба исправленной. Все разглагольствовали, о том, какое яблоко лучше: нарисованное или реальное, вместо того, чтобы пойти это яблоко посадить, а потом и нарисовать.

Наверное, могли бы обрести более прочную почву под ногами, стать опорой себе и обществу (одна из ролей среднего класса) дети разночинцев, унаследовав, допустим волевой характер и предприимчивый жилку от дедов, но и знания с культурой от отцов, вот только в стране к тому времени случалась либо война, либо революция, либо все сразу. И все начиналось сначала.

Как, например, в ХХ веке. Только тут ещё и с усугублением. Первый цикл оборвался практически не начавшись, а после Великой Отечественной пока все очухались, на дворе уже пятидесятые развернулись. И добавьте еще общую идеологическую атмосферу, при которой не особенно и разбежишься со своими мелко-буржуазными интересами.

Тем не менее и тогда находились люди с энергией и волей, отрывающиеся хоть ненамного от общей бедности, в которой всем пристало слиться в едином коммунистическом порыве. Но опять же отрывались поначалу чисто материально, без обретения широты взглядов, устойчивого мировоззрения, то есть всего того, что даёт классическое образование. Учиться наукам, однако, снова шли дети. И дети вновь сталкивались с понижением в материальном, потому что "гнилой интеллигенции" не положено было высовываться, потому что рулить должен был рабочий человек (он не рулил, но ему внушали, что таки да). Что случилось потом, и какой стала судьба внуков, вы знаете сами.

XXI век ещё и за четверть перевалил, а цикл, кажется уже того... Нет, началось даже бодро, потому что и сама жизнь и ход истории вообще ускорились так, что уже в первом поколении стало как будто возможным нарождение среднего класса - общности людей одновременно способных производить некоторые материальные излишки и при этом людей не ограниченных, образованных, людей интересующихся социально-политической повесткой и не только интересующихся, но и готовых откликнуться на разное общественное, то есть стать, наконец, этой самой опорой развитого государства. Но... Чего-то опять не сложилось, короче. Чего-то опять не хватило, что-то опять помешало.