Найти в Дзене
Время Романовых

Семен Надсон. Тот, кто был популярнее Пушкина.

Кто является главным лицом русской поэзии? Долго не раздумывая, вы наверняка назовете имя Александра Сергеевича Пушкина. К его личности и творчеству можно относиться по-разному, безусловно, но отрицать его степень влияния и растиражированность мы не можем. Однако так было не всегда. В конце 19 века главной культурной звездой не только Петербурга, но и всей страны был другой человек - Семен Яковлевич Надсон. Именно его считали лучшим поэтом России на всю ее историю. Все было по романтическим канонам: тихий мечтатель, он оставил после себя восхищавшие строки и умер в раннем возрасте. Настоящий герой лирических романов. Но что же случилось дальше с его достоянием? Почему сейчас мы не помним его стихов? Почему не изучаем на школьных уроках литературы? Кем был Семен Надсон? Почему он так ярко взлетел и так быстро ушел в забвение? Семен родился в 1862 году в Санкт-Петербурге. История его семьи крайне печальна. Его отец Яков был евреем, служившим надворным советником. Мать Антонина происходи

Кто является главным лицом русской поэзии? Долго не раздумывая, вы наверняка назовете имя Александра Сергеевича Пушкина. К его личности и творчеству можно относиться по-разному, безусловно, но отрицать его степень влияния и растиражированность мы не можем. Однако так было не всегда. В конце 19 века главной культурной звездой не только Петербурга, но и всей страны был другой человек - Семен Яковлевич Надсон. Именно его считали лучшим поэтом России на всю ее историю. Все было по романтическим канонам: тихий мечтатель, он оставил после себя восхищавшие строки и умер в раннем возрасте. Настоящий герой лирических романов. Но что же случилось дальше с его достоянием? Почему сейчас мы не помним его стихов? Почему не изучаем на школьных уроках литературы? Кем был Семен Надсон? Почему он так ярко взлетел и так быстро ушел в забвение?

Семен родился в 1862 году в Санкт-Петербурге.

История его семьи крайне печальна. Его отец Яков был евреем, служившим надворным советником. Мать Антонина происходила из дворянского семейства Мамонтовых. Отец мальчика был человеком творческим, занимался музыкой, но не справился с психическим расстройством и скончался, когда ребенку было всего 2 года. Семья на тот момент проживала в Киеве, где мать Семена работала экономкой и учительницей. Именно на ее плечи легла забота о двух малолетних детях (у Семена еще была младшая сестра). Через несколько лет она все же приняла решение вернуться обратно в Петербург, где возможностей было явно больше, и поселилась в доме у брата. Дети начали учиться, привыкать на новом месте, но вскоре Антонина вновь вышла замуж и опять переехала в Киев. Брак был несчастливым, и после одного из многочисленных припадков отчим Семена повесился. Денег на жизнь практически не было, тогда женщина с детьми вновь уехала в Петербург, но совсем быстро умерла от чахотки.

Переживания от всех этих событий осложнились для Семена еще и разлукой с сестрой. Ее взял к себе на попечение один брат матери, а Семена - другой, Илья Степанович. Отношения у них складывались не лучшим образом. Мальчик с детства был ранимым и впечатлительным, его задевало каждое резко брошенное слово и каждый косой взгляд.

На тот момент Надсон уже учился в военной гимназии. Но и там у него не получалось наладить приятельское общение с товарищами. Они считали его излишне самолюбивым. Сам Семён писал в дальнейшем об этом времени своей жизни следующее: «С одной стороны, меня не любили в корпусе, так как я чувствовал себя развитее товарищей, чего не мог им не показать из болезненно-развитого самолюбия, с другой — мне тоже жилось неважно и у дяди, хотя он и тётка по-своему меня очень любили и только из врождённой сдержанности не хотели обнаруживать своих чувств, а я привык ко всеобщему поклонению».

Поначалу учеба шла удачно, но к старшим классам Надсон, как он сам говорил, стал ужаснейшим лентяем и все время проводил за стихами. Он не мог упустить вдохновение, жертвуя для этого даже важными, казалось бы, делами. «Жить одними гимназическими интересами — для меня немыслимо, они слишком вялы, скучны и однообразны, чтобы могли удовлетворить всем потребностям моей натуры» - слова, оставленные Надсоном в его дневнике.

Но любовь к поэзии в какой-то момент пусть и не была вытеснена из сердца юноши, но явно подвинулась для того, что место рядом с ней заняла другая любовь - к девушке. Семён испытывал горячие чувства к сестре одного из учеников гимназии, Наталье Дешевовой. Возможно, из этих отношений могла бы вырости замечательная романтическая история, но, к сожалению, девушка умерла неожиданно для всех. Надсон, тяжело переживавший эту трагедию, смог выразить душевный порыв тем способом, что удавался ему лучше других,- он написал стихи, посвященные Наталье: «Да, это было все», «Два горя», «За что?» и «Над свежей могилой», несмотря на то, что незадолго до смерти девушка отвергла его ухаживания, предпочтя другого.

Если раньше он писал для себя, то теперь принял решение проявить свой литературный дар. Показав часть стихов на обозрение учителю, он услышал следующую рецензию: «Сон Иоанна Грозного» юного поэта была таковой: «Язык образный, есть вымысел и мысль, только некоторые стихи неудобны в стилистическом отношении». Однако в 1878 году Семён отнес одно из стихотворений под названием «На заре» в журнал «Свет», где оно было принято. Следом пошли и другие публикации, и уже через год появилась первая рецензия в «Санкт-Петербургских ведомостях». Он получал хвалебные отзывы, выступал на концертах в гимназии и становился все более популярным.

В 1879 году по настоянию опекуна Надсон пошел учиться в Павловском военное училище, но скоро простудился. Врачи диагностировали чахотку, то же самое заболевание, от которого скончалась его мать. За казенный счет он прошел лечение в Тифлисе, где, свободный от занятий, писал стихотворение за стихотворением. Через год он вновь вернулся в Петербург, но учеба молодому человеку была противна. Он говорил, что хорошим офицером все равно никогда не будет из-за своей горячности. Его мечтой было поступление в консерваторию, где мог бы развивать свой талант. Он даже рассматривал музыкальное отделение театрального училища, лишь бы быть поближе к творчеству.

В 1882 году Надсон познакомился с Плещеевым, и тот пригласил его в «Отечественные записки». В дальнейшем поэт отзывался о Плещееве как о своем «литературном крестном отце», помогавшем ему делами и советами. С этого момента лучшие журналы столицы стали бороться за право публиковать его произведения.

-2

Тогда же подошла к концу учеба Надсона. Он выпустился в чине подпоручика и был квартирован в Кронштадте, где жил с товарищем довольно бедно, но стараясь поддерживать образ богемы. В гостях у него вечно шли шумные беседы, сопровождаемые звуками скрипки или гитары. Вокруг него собирались начинающие писатели, актеры, музыканты, которых он приветливо встречал и даже старался помочь. Сам он продолжал печататься с новыми произведениями в журналах Петербурга. Своим литературным кумиром он считал Лермонтова, и многие современники отмечали заметное влияние Михаила Юрьевича на творчество поэта.

В 1883 году Надсон неожиданно слег. Это был туберкулез. Отдых в маленькой пыльной комнатке только вредил здоровью поэта, и состояние ухудшалось. Он добивался освобождения от военной службы и даже сдал экзамен на народного учителя. Он хотел посвятить себя литературе и получил должность секретаря в редакции «Недели». Друзья хотели помочь в выздоровлении Надсона и отправили его за границу. Перед отъездом его все время посещали знакомые, желавшие выразить свою симпатию.

В Ницце он перенес две операции (первая была не особо удачной), но они не помогли. Больной был так плох, что врачи считали, что зиму он не переживет. Однако в январе 1885 года Надсону стало лучше и он с живостью бросился писать новые стихотворения. Уже в марте вышел его первый сборник, принесший большую славу. Сам же автор был настроен критично и писал: «Не сомневаюсь, что выход моей книжки разочарует моих друзей и обрадует тех, кто окончательно не признает за мной дарования… Страшно боюсь, что мои друзья не захотят мне высылать рецензий о моей книге или если вышлют, то одни положительные, буде таковые будут. А для меня это так важно!». Всю чистую прибыль с продажи сборника он отправил в литературный фонд, который выделял средства на его лечение.

-3

На фоне переживаний здоровье Надсона опять стало ухудшаться. Новые операции не помогли, и он вернулся в Россию. Из Петербурга Семён перебрался в деревню в Подольской губернии. Стихи издавались, и он надеялся получить за них академическую премию. Особых амбиций он не проявлял, здоровье не позволяло. Надсону лишь хотелось поскорее вылечиться и поселиться где-то в Киеве, Москве или Петербурге, где он уже смог бы вернуться к литературной карьере. В Киеве он занялся написанием реакционной публицистики и читал свои стихи, на что всегда получал бурю оваций. Ехать снова за границу он отказался, предпочитая остановиться в Ялте.

В то время случилось радостное событие - его книга получила Пушкинскую премию. В Академии наук отметили, что Надсон не всегда владеет формой стиха, но искупает это страстной и глубокой искренностью. Вместе с этим пришли и издевательские нападки. Например, критик Буренин всячески издевался в своих рецензиях над больным поэтом и особенно над посвящением книге некой «Н.М.Д.» - Наталье Дешевовой. Надсон, прочитав о себе как о «паразите, представляющемся больным, калекой, умирающим, чтобы жить на счёт частной благотворительности» собирался поехать защитить свою честь в Петербург, но друзья не пустили. Однако Буренин в дальнейшем получил общественное порицание и был выставлен главным виновником трагической кончины поэта. Говорили, что если Пушкин погиб на настоящей дуэли, то Надсон вел сражение путем страниц в журналах.

В 1887 году Надсон умер. Ему было всего 24 года. Символично, что он скончался почти в один день с Александром Сергеевичем, только с разницей в 50 лет. Тело, прибывшее в Петербург, было встречено толпой молодежи и литераторов. Именно они несли гроб на руках до Волковского кладбища.

До 1917 года его прижизненный сборник переиздавался 29 раз. И каждый приносил Надсону все большую известность. Именно после смерти слава поэта достигла своей наивысшей точки: его стихи заучивали наизусть, произведения перепечатывались в различных изданиях, а сам образ писателя оказывал большое влияние на новых литераторов. Он считался самым популярным автором в России последний десятилетий и первым евреем, достигшим такой популярности.

Однако постепенно о нем стали отзываться как о личности неоднозначной, его превратили в романтичного «нытика» и заговорили о пессимистичном настрое его стихов. Его славу стали переосмысливать. Читательск симпатия прошла. Но это не мешало перекладывать его строки на музыку и создавать популярные музыкальные произведения.

Он был главной звездой конца 19 века. Но вскоре ушел в небытие. Возможно, сам Надсон рассматривал такой вариант развития событий, потому что оставил такие строки: «В 1884 году начал умирать. Затем — честь имею кланяться. Благодарю за честь!». И мы благодарим его за чудесные поэтические строки, которые я очень рекомендую прочитать всем, кого тронула судьба этого выдающегося поэта. Может, ему еще предстоит вернуть себе былую славу.