Найти тему

Каких кадров не хватает киноиндустрии и сколько сейчас платят специалистам?

Любопытную статистику приводит Коммерсантъ — число вакансий актеров в России за полгода увеличилось на 17%, специалистов по кинопроизводству — на 77%. Отрасли нужны гримеры (на 33% больше вакансий, чем годом ранее), а также специалисты по инсталляции и сервису (рост на 60%).

Началось все еще в пандемию, когда онлайн-платформы стали массово заказывать сериалы. Это привело к тому, что стоимость услуг сценаристов и продюсеров сейчас сильно завышена. Топовых авторов, которые могут требовать от 1 млн до 1,5 млн руб. за одну серию, немного, и они уже заняты на крупных проектах, способных потянуть такие расходы. Не самым известным студиям продакшена приходится выбирать специалистов «среднего уровня». Однако и тут дефицит кадров играет решающую роль. Расценки в сегменте достигают 500–700 тыс. руб. за один эпизод. Это завышение почти в два раза — в ситуации рыночного равновесия услуги по написанию одной серии стоили бы 300–400 тыс. рублей.

Сохраняется дефицит технических специалистов, уточняют коллеги, авторы профильного Telegram-канала VODоворOTT: речь идет о механиках, фокус-пуллерах (ассистент операторов по фокусу), операторах специального стабилизационного оборудования. Здесь разрыв между реальной стоимостью работы и запросами не такой драматический, но тоже присутствует. Сейчас за смену просят от 20 тыс. руб., хотя в стандартных рыночных условиях оплата составляет 10–15 тыс. руб. Наблюдается также традиционный дефицит специалистов среднего звена, прежде всего ассистентов по реквизиту. Из-за этого вместо приемлемых 100–150 тыс. руб. приходится предлагать 200 тыс. руб., и не факт, что за такой гонорар получится кого-то найти.

Онлайн-кинотеатры связывают тенденцию с выросшими темпами производства контента (ориджиналсов много не бывает!). Кроме того, добавлю, весомую роль в этом процессе начали играть и телеканалы, вышедшие из спячки после пандемии, что усиливает дефицит кадров. Сегодня многие оригинальные проекты делаются в кооперации с телесетями. Например, РЕН ТВ совместно с онлайн-кинотеатрами more.tv и Wink выпустил сериал «Библиотекарь» по одноименному произведению Михаила Елизарова.

А вы что думаете? В каких специалистах сейчас нуждается кино, и есть ли вообще дефицит кадров?