Найти тему
Видение Петербурга

Лихие девяностые

В девяностые годы я была подростком, и довольно хорошо помню, как город выглядел в то время.

Тогда очень мало что реставрировалась, дома стояли неухоженные. Все менялось, но далеко не все - в лучшую сторону.

Особенно удивляла Сенная площадь.Когда я была маленькой, мне очень нравилось, что она именовалась Площадью Мира. Потом ей вернули историческое название, и мне было непонятно, почему такое уважение было оказано…сену. Могли бы и Площадь Мира оставить.

Слово "Мир" в восьмидесятые было овеяно массой красивых символов, белый голубь с веточкой в клювике, молодостью, спортом. А еще в 1985 году проходил XII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, мы все с удовольствием его смотрели. Мне было пять лет, и папа вырезал мне из картона вот такой пятицветный кокошник:

Из интернета
Из интернета

В общем, слово "мир" для меня значило очень многое, и Площадь Мира была связана с прошлой жизнью, где мне очень нравилось быть и октябренком и пионеркой.

Сейчас к названию "Сенная площадь", я, конечно, уже привыкла.

Тогда Сенная выглядела неприглядно. Посередине торчала "тумба", означавшая, что внизу строится ещё одна станция - Садовая. И даже рельсы трамвая специально были проложены вокруг нее.

Из интернета
Из интернета

На Сенной все пытались что-то продать. В начале девяностых - совершенно неупорядоченно. Моей сестре,инженеру, как и большинству петербуржцев, задерживали зарплату, а жить было нужно. Она придумала купить "Пепси-колу" на Рижском и продать ее чуть подороже на Сенной.

И даже что-то продать удалось. А одну бутылку мы тожественно выпили в качестве рекламы нашей продукции.

В другой раз ей кто-то подарил турецкие духи, и мы понесли их на Сенную - попробовать сдать в ларек. Тоже за какие-то копейки. Я, конечно, глубоко сомневалась. Но моя сестра всегда была лидером по натуре,и - о чудо - получилось!

Кстати,зарплату задерживали сильно. Моя мама работала учительницей, и, чтоб добраться до школы, мы ехали на трамвае. Но, поскольку денег на талончики не было, мама старалась пробивать их не сильно. Дело в том, что одни компостеры пробивали талончик одной дырочкой, а другие - большим количеством, и тогда талончик было уже не спасти.

Мама приходила домой, как-то замачивала их в крахмальном растворе и проглаживала утюгом.

Из интернета
Из интернета

Как шутили тогда наши знакомые, если вам скучно ехать в трамвае, просто скажите вслух фразу:"Довели страну!" И ждите эффекта.

Инфляцию мы, даже будучи детьми, видели наглядно. Я с девчонками часто стояла у ларьков и разглядывала ассортимент жвачек. Мы развлекались, играя во вкладыши, и поэтому их запас нужно было пополнять. И помню, как часто менялись на них цены. А вот году к пятнадцатому они стали скакать гораздо меньше.

Из интернета
Из интернета

Кстати, к тому, что ларьки были с Сенной убраны после очередного припадка "улучшайзинга" вида города ни я, и никто из моих знакомых хорошо не отнесся. Их форму по-разному видоизменяли,чтобы они выглядели приличнее, но когда мы зачем-то начали вступать в ВТО, бедные ларьки стали сносить. Малый бизнес взвыл. А как было удобно, идя от метро, купить на работу плюшку, перекус, шоколадку, батарейку.

Зато было очень занятно, когда после недавних известных событий раздались чиновничьи голоса о том, что нужно поддерживать малый бизнес, и ларьки ...возрождать, и даже пиратство возвращать.

Из интернета
Из интернета

Но вернемся к девяностым. Помню, что народ вокруг все пытался заработать, и к злополучному 1998 году некоторые уже наладили свой бизнес. Мне было восемнадцать, я училась и подрабатывала, что-то себе покупала, и казалось, что все будет очень даже замечательно. Ну а потом "брякнул" кризис 98 года. Помню. захожу в магазинчик, прилавки закрыты тряпками. Продавцы говорят - не знаем цен, почем и продавать.

Многие тогда разорились. Мда, не очень приятное воспоминание, но это было. Зато с тех пор по отношению к деньгам у меня невероятно философское отношение. Помню еще, как в начале девяностых была "павловская реформа", когда из оборота изъяли все купюры 50 и 100 рублей 1961 года выпуска. Указ выпустили за три дня, а народу сказали в девять вечера в новостях накануне для "Ч", видимо, чтоб никто не успел их потратить. Родители, конечно, это очень бурно обсуждали.

Но, поскольку девяностые были годами моей юности, они не были для меня мрачными. Я училась и очень много читала, общалась с друзьями. В 1995 году мне купили первый мой личный кассетный магнитофон. В семье появился видеомагнитофон, и это было удивительно - смотреть что-то, что хочешь сам, пусть выбор и был невелик.

То, что сейчас называется "бомж-пакет", меня приводило в восторг - ну как это, макароны, которые не надо готовить.

Из интернета. Что-то подобное было, а вот фирм, правда, не упомню. Возможно, King Lion? Но я могу и ошибаться
Из интернета. Что-то подобное было, а вот фирм, правда, не упомню. Возможно, King Lion? Но я могу и ошибаться

Чай в пакетах, и не нужно делать заварку в чайнике.

Из интернета
Из интернета

Пюре, которое можно было развести кипятком, и не нужно было возиться с картошкой.

Из интернета
Из интернета

И намазать на хлеб масло, которое, в отличии от настоящего сливочного, легко размазывалось, ждать, чтоб оно немного подогрелось, было не нужно:

А, еще куриные окорочка - "ножки Буша". После того, как мы пережили начало девяностых, они вообще были для нас прекрасны.

Сейчас это уже все кажется смешным, наивным и вредным, а тогда это было очень даже прикольно. Умели радоваться малому. Потому и выжили.

Буду благодарна за лайк!