Точнее, не работают так, как того хотели "западные партнёры". Разумеется, говорить о том, что они вообще не сработали, глупо. Мы на канале обсуждали этот вопрос уже трижды, можно отмотать назад и среди краеведческих очерков и путевых заметок найти эти статьи. В этой же статье поговорим о том, почему так произошло.
Разумеется, наша экономика сегодня далека от роста. Сокращаются расходы госбюджета на всё, что только можно, кроме военной промышленности и развития силового и репрессивного аппаратов. В рамках развития последних иногда перепадает и всяким там айтишникам, но разработки, на которые тратятся бюджеты, связаны только с усилением государственного контроля.
Однако и обвала экономики, как того хотели авторы санкций, а вместе с ним (обвалом) и остановки "спецоперации", не случилось. Рецессия в пару процентных пунктов после роста в те же пару процентных пунктов осталась фактически незамечена. На локальном уровне да, мы видим рост количества бедных, мы видим рост цен, мы видим сокращение трат населения, но тотального и быстрого схлопывания экономики не произошло.
Опять же, ни для кого не секрет, что основу доходов нашего государства составляет экспорт сырья (и не только углеводородов). Например, в относительно спокойном (особенно с сегодняшних высот) 2021 году доля нефтегазовых доходов в общем доходе бюджета России составила почти 13%. Кто бы что бы вам не говорил о диверсификации нашей экономики, структура её остаётся сырьевой.
Опять же разумеется, что основой санкций стал запрет на импорт российской нефти. Ну хорошо, российскую нефть импортировать запретили. Но никто не запретил импорт условной африканской, индийской, эритрейской нефти, которая добыта где-нибудь на просторах необъятной скрепоносной. Да, объём наших доходов упал, потому что прямой экспорт в третьи (и совсем небогатые) страны принёс меньше нефтедолларов, чем в страны Европы по рыночным ценам, но упал не критично.
Тем более, что собственно запрет на экспорт нефти в Европу не был единомоментным. Это была санкция, сильно растянутая во времени, касающаяся только определённых поставок, и, как результат, выхлоп от этой санкции совсем не такой, каким его ожидали.
К чему приводят такие санкции? К дефициту, потому что объём поставляемой нефти снижается. А к чему приводит дефицит? К росту цен. А ещё они, такие санкции, приводят к тому, что наказуемый осознаёт простую вещь: не работает. Наказуемый нашёл лазейку и хитро на... обошёл эти самые санкции и ловко обставил "западных партнёров", попутно подкормив своих "союзников". Думаете, Орбан просто так, что-ли, Путина любит?
Как работает любое наказание? Вспомните дрессуру животных: если собакена не наказать здесь и сейчас, причём не наказать жёстко, за провинность, то всё, потом это делать бесполезно, момент упущен, собакен просто не свяжет наказание с проступком и повторит проступок. Если не штрафовать водителей за парковку на тротуарах и газонах, а только делать грозное "ууу" с помощью ПДД, в которых прописан запрет на такую парковку, то они будут продолжать там парковаться. Так и здесь: если вы делаете кучу исключений в правилах, будьте готовы, что правило не сработает. Оно и не сработало.
Опять же, я не говорю о том, что сырьевые санкции не сработали совсем. То, что они худо бедно сработали, мы видим по притоку валюты в страну, по росту курса доллара, по снижению цены на российскую нефть для тех потребителей, кто ещё может её покупать. Но хлопка (как любят наши пропагандоны этот термин!) не случилось, колосс не рухнул. Прибавьте теперь сюда сверхдоходы от реализации нефти по вскочившей накануне ввода санкций цене, и вот вам вместо минуса рисуется уже вполне себе осязаемый плюс.
Но кроме экспортных санкций на нашу страну наложены ещё и санкции на импорт ряда товаров. Среди них высокотехнологичные товары вроде запчастей на сложнейшую импортную технику, самолёты, автомобили. Среди них программное обеспечение, от самого простого вроде офисного до самого сложного, для разработки всё тех же станков, самолётов, запчастей и прочего. Это ощутимо, так просто Боинг не купить, а свой авиапром, похороненный в годы развитого путинизма, не наладить.
Более чем уверен, причём не на пустом месте, а в том числе из личных бесед, что в отраслях транспорта и высокотехнологичной промышленности проблемы есть, и проблемы серьёзные. Это у нас публично "Ласточки" импортозамещены и не останавливались, а по факту снизилась интенсивность движения "Сапсанов", а уж чудеса изворотливости, проявляемой каждый раз при добыче нужных запчастей, достойны пера Чехова.
Но это так называемый "лимитированный" импорт. Импорт, в котором судьбу каждого товара можно проследить по серийному номеру от момента выпуска до момента утилизации. Всё остальное, что выпускается тысячными, стотысячными и миллионными тиражами, будет завозится. Если у кого-то есть деньги, а у кого-то нужный товар, то товарно-денежные отношения возникнут неизбежно, какие бы стены ты не возводил. Серый импорт, длинные посреднические цепочки - не суть важно, товар найдёт своего покупателя. Дольше, дороже, но найдёт. Попутно куча народу на этом ещё и заработает.
Причём кривая логистика - это далеко не весь секрет обхода санкций. Тот же процессор, да хоть бы нужную программу, можно включить в состав... мясорубки, стиральной машины, ноутбука, телефона. Записал инструкцию по сборке на компакт-диск или флешку, и "случайно" там оказалась программа для канадского станка ЧПУ. Ой, не заметил! Лишить доступа к военным технологиям таким образом невозможно. Вы же понимаете, что условное наведение условной ракеты в компьютерной игрушке мало чем отличается от реального процесса в современном мире?
Итак, санкции не сработали так, как того хотелось "коллективному западу" и как тем нас оттуда пугали. Почему? Потому что ситуация не имеет аналогов. Вспомните, кто и как давно на территории Европы начинал такую масштабную "специальную военную операцию"? И не только в Европе. Вспомните все последние военные конфликты? Даже любимые нашей пропагандой Балканы. С одной стороны всегда (или почти всегда) выступает промышленно-развитое государство. Не важно, что там у него внутри, диктатура, гибридный режим или демократия. Важно, что экономика и промышленность условного "агрессора" не дышат на ладан.
Вспомнили? А теперь положа руку на сердце ответьте себе честно: была ли Украина промышленно неразвитой страной накануне "спецоперации"? Нет, не была. Можно долго спорить о степени развитости демократических и гражданских институтов обеих стран, Украины и России, о том, насколько развитыми экономиками обладали эти страны, но факт остаётся фактом: эти страны сравнимы, сопоставимы, с худо-бедно работающими рыночными экономиками и обладают развитой промышленностью и сервисным сектором. Можно остановить такую страну санкциями?
Как давно вообще получалось остановить большую войну санкциями? Давайте опять перейдём на базовый уровень. Предположим, директор какой-нибудь жилконторы по какой-то причине на вас ополчился и перекрыл вам электричество. Как долго вы будете сидеть без него, если во всём подъезде есть хотя бы один нейтрально относящийся к вам сосед? А если друг? Визит в ближайший магазин, счётчик, бухта кабеля, и электричество снова в вашей квартире. Понятно, что в примере много условий опущено для простоты картины, но факт: решить проблему труда не составит.
А теперь вернёмся к российской экономике. Есть очень важные показатели, которые сложно обойти вниманием. Во-первых, это размеры самой экономики. Россия занимает 11 место в мире по номинальному размеру ВВП по данным МВФ. А по паритету покупальтеcкой способности того же ВВП по данным того же МВФ и вовсе 6-е. В пересчёте на душу населения, правда, картина несколько меняется, но это всё равно гигантские цифры. И вот эту экономику решили придавить санкциями. При условии, что никто и никогда раньше санкций таких масштабов на экономику таких масштабов не накладывал
Кроме того, это только в умах нашей пропаганды и в воображении Кремля имеется некий "коллективный" орган и страшное НАТО, которые спят и видят, как расчленить Россию. По факту же никакого коллективного запада нет. Нет никакого международного органа, который бы выступал арбитром по уже введённым и вновь вводимым санкциям, и "западные партнёры" ещё намучаются с их откатом. Нет какого-либо единого для Евросоюза и США закона, контролирующего ввод санкций. А, следовательно, нет надзирательного и карательного органов.
Опять же, российская пропаганда как за спасительную соломинку, хватается за любое недовольство жителями Европы или обеих Америк вводимыми санкциями, особенно когда те бьют в обратную сторону ростом цен на энергоносители, например. Да, в Европе такие настроения есть, но их точно не большинство, как того хочет российский телевизор. Однако важно: они есть, и все решения европейские правительства, которые действуют с оглядкой на избирателя, принимают очень сложно и очень долго. Поэтому и приходится обходится зачастую половинчатыми мерами, чтобы самим не прилетело от своих же избирателей и чтобы не проиграть очередные выборы.
Внешняя политика для подобных режимов - отнюдь не самое важное, не самоцель. У стран подобного склада нет цели стать великими на международной арене, нет цели нести какие-то скрепы. Поэтому и решения принимаются долго. Среднестатистическому жителю европейского провинциального, да и не только провинциального городка, по большому счёту глубоко наплевать, что там происходит в "центрах принятия решений" в других странах. Политика в Европе очень часто заканчивается на локальном уровне, на уровне префектуры либо мэра города.
Есть ли шанс у западных санкций? На мой взгляд, нет. Даже ушедшая в глубокую рецессию национальная российская экономика ещё очень долго сможет оставаться на плаву. И как ни странно, у неё есть, благодаря кому это сделать. Как бы мы не относились к нашим чиновникам (функционерам, а не говорящим головам депутатов), но им в довольно сложных условиях пока удаётся поддерживать эту экономику, а руководителям предприятий как-то крутиться и доставать дефицитный импорт. Будучи с тремя классами образования такого не провернёшь. Несмотря на отъезд почти 7 миллионов россиян, в нашей экономике пока ещё достаточно мозгов, которыми можно нивелировать действие санкций.
Кстати, любопытный факт. Мы помним, что с начала "спецоперации" у нас было две основных волны эмиграции. Первая - это собственно после её начала и особенно после того,, когда публично высказанная точка зрения "конкретно против" стала потенциально тюрьмоопасной. И вторая - после начала мобилизации. Так вот, во время первой волны эмиграции отток капиталов и мозгов и страны остановили те самые страны, которые и вводили санкции. Одной рукой они запрещали ввоз и вывоз определённых товаров, а другой не пускали к себе наши мозги. Которые и поддерживали, в том числе, нашу экономику и нашу промышленность.
Более того, иногда санкции и уходы компаний вредили самим же этим компаниям. И даже целым странам. Вспомните отключение монетизации рекламы для российских блогеров на Ютубе. Ну и кому от этого стало лучше? Если ты - условный Гугл, и твоя цель - наказать Россию, то логично не отключать монету, тем более что оппозиционные политики и блогеры в российском сегменте Ютуба имеют миллионные аудитории и большое влияние. Логично было бы это влияние поддерживать. Вспомните Финляндию, которая решила просто отгородиться от нас в буквальном смысле забором, закрыла все визы. Кому от этого легче стало? Финнам? А сложнее? Людям, которые хотят эмигрировать.
Вспомните, как европейцы стали делить русских на "хороших" и "плохих". Если ты не высказался однозначно против, не сказал публично, что тебе стыдно за страну - ты плохой русский. А ты всего-то хотел не жить в стране, ведущей "спецоперацию".
Хочу я ещё больше санкций? Нет, не хочу. Немедленного коллапса не наступило и не наступит, но жить нам под ними легче не станет. Цены растут, и реальная инфляция обгоняет росстатовскую весьма прилично. Хочу я меньше санкций? Да, хочу, потому что, честно говоря, тоже устал от обсуждений и наблюдений за макрополитикой, макроэкономикой и прочими макро, влияющими на мою жизнь. Могу я дождаться снижения санкционного давления при своей жизни? При определённых условиях - да. Так и хочется под занавес вспомнить кота Леопольда.