Найти тему
Иван Орец

Отец первой в истории народной революции

Говоря о прогрессивном человечестве, мы обязаны вспомнить такого выдающегося богослова, проповедника, философа и просто человека прогресса как Ян Гус. Родившись во второй половине XIV века в крестьянской семье, он смог выучиться до преподавателя в Пражском университете. Был благочестивым католиком, пока до него не дошло эхо мысли английского богослова Джона Уиклифа. После чего Ян Гус прозрел и сам начал высказывать мнение и критиковать папскую курию и католическую церковь, которая к тому моменту перестала представлять из себя символ света и добра, прогресса и науки.

Так же, как Уиклиф, Ян Гус критиковал церковь за взимание денег с прихожан за таинство. Он в открытую критиковал коррупцию в церкви и продажу церковных должностей, которые без стеснения продавались практически в открытую. Также он призывал не идти слепо по приказанию церкви и призывал в принятии решений к самостоятельности.

-2

Самым страшным за что его ненавидело папство, было обличение их пороков и раскрытие внутренней жизни церкви. Ян Гус призывал к тому, чтобы все в мире было по справедливости, и что аристократия не становится безгрешной на основании того, что у неё есть деньги.

Огромный вклад Ян Гус внес к культуру Чехии, так как по-простому переводил священные писания и провел реформу правописания, чтобы простой человек мог разобраться в нем. Он писал песни, занимался просвещением и проповедовал. А также разоблачал лжечудеса церкви и даже написал об этом труд «Прославление крови Христовой».

Конечно, нельзя сравнивать уровень просвещения сейчас и тогда. Для конца XIV, начала XV века идеи и работы Яна Гуса были революционными и в дальнейшем крайне сильно повлияют на историю человеческой мысли. Во-первых, как прецедент и пример. Во-вторых, показав, что народ невозможно все время держать в страхе и под гнетом.

-3

Если мы видим, как ведет себя церковь сегодня, в XXI веке, и то, как сильно она притесняет уже отвоеванные свободы и права, то можем представить, насколько тотальным контроль был во времена Яна Гуса, который не испугался расправы над собой и вел человечество к просвещению. Как раз такие примеры и вдохновляют нас, показывая, что даже во тьме средневековья было место просвещению и борьбе за всеобщее добро и процветание. Естественно, мышление их было все еще религиозное, но сам фак того, что начались возмущения и поиски решения проблем, были замечательными.

За свои действия Ян Гус получил от одного из пап (да, их на тот момент было несколько, так же, как и теперь патриархов и церквей) буллу (акт) против Яна. Вот только власти Чехии поддержали Гуса и разрешили ему и дальше вести проповеди. Немногим позже его напрямую обвинил в ереси архиепископ, из-за чего под удар встал университет и король Вацлав. Еще больше ситуацию обострило то, что Ян выступил против продажи индульгенций в Праге и горожане его поддержали, за что весь город был подвержен интердикту (интердикт - в римско-католической церкви временное запрещение всех церковных действий и треб). Учитывая какие были религиозные люди в то время, можно только представить, как росли противоречия между церковью и народом, где катализатором выступал Ян Гус.

-4

Из-за выступлений в Праге Яну Гусу пришлось её покинуть, пусть несколько раз он и возвращался, но оставаться там постоянно ему бы не позволили. В своей ссылке он написал труд «Церковь», где призывал христиан вернуться к раннехристианским идеалам.

В 1414 году Яна Гуса вызвали на Констанцский собор и несмотря на все заверения и гарантии безопасности от германского короля Сигизмунда, его судили. Долго допрашивая и под влиянием требований освобождения Яна Гуса ческой и польской знатью. Но несмотря на предложения отречься от своих от своих убеждений, он этого не сделал.

В последствии подлая казнь Яна Гуса и его взгляды крайне сильно повлияли на чешскую знать, из-за чего в стране началось гуситское движение, которое по праву можно назвать первой неосознанной буржуазной революцией. По итогам гуситское движение давили всей Европой и смогли подавить только из-за неясности конечной цели движения. Смерь Яна Гуса стала причиной Гуситских войн.

-5

Примечательно то, что Яна Гуса до сих пор не реабилитировала папская церковь. Но несмотря на это Ян Гус является народной легендой в Чехии и внес огромный вклад в чешскую культуру. В Праге в центре города ему установлен памятник. Его именем названы улицы в городах, а 6 июля (день сожжения Яна) государственный праздник и официальный выходной день. В этот день жгутся костры в память о Яне Гусе.

Ян Гус прекрасный образчик того, что логика и правда крепко западают в душу народу. То, что казалось в эпоху Яна Гуса невозможным, сегодня обыденная реальность. Тем более нельзя опускать руки теперь, когда человечество столького добилось. Ян Гус не испугался говорить правду и зажег пламя в народе. Его путь – прекрасный образчик диалектического материализма, и не был чудом, так как до него были другие мыслители, философы и богословы. Ян Гус принял смерть как Сократ, которого также приговорили к смертной казни за его взгляды.