К 165 - летию со дня рождения, славного и достойного Сына Чувашского народа - Андрея Петровича Петрова Туринге, педагога, просветителя, священника и Первого (на нотной грамоте) Чувашского Композитора.
Петров (Туринге) Андрей Петрович (1858-1913) – чуваш, родился 12 августа 1858 года в деревне Большие Яуши Ядринского уезда. Закончил казанскую регентскую школу, после окончания Симбирской чувашской школы (1874) поступил в Казанскую инородческую учительскую семинарию. Закончив семинарию в 1879г., вновь вернулся в школу И.Я. Яковлева, в которой стал работать учителем церковного пения и Закона Божия. А.П. Петров Туринге - известный религиозный деятель и композитор. Во время обучения в семинарии специально обучался у С.В. Смоленского церковному пению. В 1877-1889 гг. был преподавателем церковного пения Симбирской чувашской учительской школы, и очень популярен был оригинальный хор мальчиков, которым Петров Туринге руководил. (Затем переехал в Уфимскую губернию, с 1881 года – священник.). А.П. Петрову Туринге принадлежит основная заслуга в постановке церковного пения на чувашском языке, он автор впервые переложенных на ноты чувашских песен, учебных пособий по музыке для чувашских школ, его партитуры используются и сейчас.
К огромному сожалению, биография, трудовой путь, и творческое наследие А.П. Петрова Туринге недостаточно исследованы чувашскими учеными исследователями. О нем лишь коротко писали уфимский краевед Кондратьев А.А., и к.и.н. Петров И.Г.
Из статьи (с сокращениями) в газете ИСТОКИ.
" Добрый пастырь, честный гражданин.
Многие народы хранят добрую память о выдающихся людях, оставивших заметный след в их духовной культуре и просвещении. У чувашей одним из таких людей был Андрей Петрович Петров-Туринге, сподвижник патриарха чувашской культуры И. Яковлева, талантливый педагог-музыкант, просветитель, первый благочинный «инородческого происхождения» в Уфимской епархии.
Сохранилось письмо студента Казанского университета Ивана Яковлева первому официальному учителю Симбирской чувашской школы (СЧШ) В. Калашникову: «Любезный Василий Андреевич, это письмо посылаю Вам с мальчиком Андреем, который едет учиться в нашу Симбирскую чувашскую школу. Этого мальчика я знаю уже несколько лет, с самого прихода сюда, значит – три года; он до настоящего времени жил и учился у Петра Деомидовича Миловидова, у соборного священника и регента архиерейского хора и, живя у него, как увидите сами, усвоил очень порядочно русский разговорный язык, нотное пение, умеет играть на скрипке. Отец Миловидов мне говорил, что Андрей может уже устроить хор и управлять им, потому я думаю, что Вы, в случае надобности, можете воспользоваться Андреем для установления в нашей школе хорошего, стройного пения». Речь, как нетрудно догадаться, шла об Андрее Петрове.
В учительской семинарии Петров продолжает заниматься церковным пением. После окончания семинарии в 1877 г. он был определен на работу в СЧШ учителем церковного пения и закона Божия в младших классах мужской школы и в женском отделении, некоторое время работал учителем пения в Симбирской классической гимназии.
Из письма Яковлева директору Казанской инородческой учительской семинарии (КИУС) Н. Ильминскому: «Петров, без сомнения, человек талантливый, трудолюбивый и работающий с пользой и успехом… В нем вижу я будущего священника для предполагаемой здешней церкви».
Однако поначалу Андрей Петрович не соглашался быть священником домовой церкви: считал, что для этого следует окончить духовную семинарию. А чуть ранее он высказывал желание поехать в Петербург – учиться в Придворной певческой капелле. Однако поездка не состоялась. Время для учебы выбрано неудачно, считал Ильминский, «нынче Москва и Петербург наполнены пропагандой (2 апреля 1879 г. было совершено покушение на Александра II – А. К.). Неудачен и выбор человека – Андрей весьма пылкий и сам способен уноситься Бог знает куда. Если ему прожить год в столице, да взглянуть на роскошь и блеск, то Симбирск и Ваша школа покажутся ему каторгой. Он… пропадет и для Вас, и для себя… можете упустить синицу, погнавшись за журавлем».
При этом Ильминский называл Петрова талантливым знатоком церковного пения. «Действительно, – писал он, – чувашское церковное пение своим существованием всецело обязано ему одному: он в бытность свою учителем пения переложил на чувашский язык все употребительные русские церковные напевы, составил произведения собственного творчества выдающегося достоинства на своем родном языке, оставил прекрасные образцы переложения нотных песнопений в виде переложения».
В школе Петров-Туринге организовал хор мальчиков, обучал воспитанников игре на скрипке, вел учебный предмет по теории музыки и церковному пению. Хор приглашали в городские церкви, на земские собрания – крестьяне приезжали слушать пение за 100 верст!
Андрей Петрович собирал чувашский фольклор – песни и мелодии. Он является автором впервые переложенных на ноты чувашских народных песен, учебных пособий по музыке для чувашских школ и переложений чувашских церковных песнопений на ноты. Под руководством Яковлева Петров-Туринге участвовал в переводе на чувашский книг религиозно-нравственного содержания. И хотя в январе 1889 г. он перешел на службу в Уфимскую епархию, его работа над переводами не прерывалась.
В 1895 г., епархиальным начальством Петров был утвержден благочинным 4-го благочиннического округа Белебеевского уезда. С этого момента поле деятельности его по служению православию и просвещению чувашского населения уезда еще более расширилось. «С построением церквей и школ, – писал благочинный в отчете за 1896 г., – сами чуваши перестали своих сыновей возить в соседние татарские селения для обучения их в медресе. Прежняя нерасположенность чуваш к церкви и школе проходит навсегда».
Особой заботой благочинного были школы. По отзыву Уфимского епархиального наблюдателя церковных школ, в Белебеевском уезде учебное дело в миссионерских школах было поставлено удовлетворительно. Лучшие успехи в них оказывались по церковному пению благодаря тому, что учащиеся из Симбирска и Казани получали там всегда хорошие знания по этому предмету. В миссионерских школах учащиеся всегда пели стройно и умело, знали цифирные ноты.
Петров в своей практической деятельности внедрял предложение Яковлева о необходимости перехода от трехлетнего курса обучения детей в инородческих школах на четырехлетний. Как и Яковлев, он считал, что в школьном образовании государственный язык не должен быть господствующим, однако при этом в национальной школе родной язык не может быть единственным средством воспитания и обучения. В младших отделениях школ и училищ учебный процесс должен осуществляться на родном языке, в старших отделениях – на русском и родном. Переход к изучению русского языка должен быть постепенным, с использованием родного языка учащихся.
В конце зимы 1913 года он приехал к сыну в Уфу, где после тяжелой болезни скончался 23 апреля. Похороны отца Андрея происходили два дня спустя, 25 апреля.
Кроме краткого некролога «Уфимские епархиальные ведомости» опубликовали большую статью о Петрове, в которой он характеризовался как видный церковный и общественный деятель Уфимского края. Утверждалось, что имя Андрея Петрова среди чувашей всегда ставилось рядом со славным именем Ильминского, и недаром владыка Дионисий впервые возложил на священника инородческого происхождения ответственное служение в должности благочинного. Подчеркивалась большая роль Андрея Петровича в открытии новых приходов и школ в Белебеевском уезде, в подыскании для школ достойных учителей, в открытии в Бижбуляке двухклассной церковно-приходской школы, в распространении книг и хорового пения среди чувашского населения… «До сих пор многие представители русского духовенства, знавшие его лично, отзываются о покойном как о добром пастыре, труженике и честном гражданине." "
У А.П. Петрова Туринге было 2 сына (Петр и Владимир), которых впоследствии обвинили в "контрреволюционной деятельности" и подвергли репрессиям.
Старший сын (Петр) П.А. Петров-Туринге родился 6 июня 1887 г. в г. Симбирске. В 1908 г. он закончил Уфимскую духовную семинарию, куда его вместе с младшим братом (Владимиром) определил их отец А.П. Петров-Туринге. Однако будущая карьера священнослужителя и служба в духовном ведомстве не вдохновили молодого юношу. Поэтому после окончания учебы в семинарии он направился в г. Уральск, где в течение двух лет работал учителем в городском четырехклассном училище. Мечтая получить высшее светское образование, вскоре он оставил Уральск и направился в г. Казань. Здесь П.А. Петров-Туринге успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом Казанского ветеринарного института. Однако завершить полный курс обучения в институте ему не удалось. Спустя два года, в 1912 г. из-за недостатка средств он бросил учебу в институте и приступил к обязанностям заведующего земской библиотекой в с. Куганак Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Здесь Петров-Туринге целенаправленно занимался над повышением своего образования, начал работу по сбору материалов по истории, этнографии и культуре чувашей Уфимской губернии. Особенно большую работу в данном направлении он развернул в 1918 г., будучи учителем школы в с. Тряпино того же уезда, где организовал краеведческий музей. П.А. Петров-Туринге собирал предметы материальной культуры и прикладного искусства, приступил к сбору и обработке материалов по краеведению и фольклору: записывал названия местных трав и на их основе составил чувашско-русский словарь, собирал чувашские народные песни и приметы. Позже собранные материалы о народных приметах он обобщил в небольшой статье, которую опубликовал на страницах Башкирского краеведческого сборника. Осенью 1926 г. П.А. Петров-Туринге был приглашен в г. Уфу в качестве преподавателя и заведующего учебной частью в Приуральский чувашский педагогический техникум (далее ПЧПТ). Несмотря на большую занятость организационной и педагогической работой в педтехникуме, он занимался и научными исследованиями: писал статьи и рецензии на книги, вел переписку с учеными по вопросам истории, этнографии и краеведения, принял участие в работе первой Всечувашской краеведческой конференции (1928 г.).Талант и организаторские способности П.А. Петрова-Туринге, как краеведа и ученого, особенно ярко проявились в период его деятельности в качестве председателя Чувашской секции при ОИБ. В нее вошли местные краеведы-энтузиасты в основном из числа преподавателей и студентов ПЧПТ заинтересованные изучением культуры, обычаев и обрядов родного народа. Секция, образованная в мае 1927 г., объединяла в своих рядах более 20 чел. Здесь проводились собрания, на которых кроме обсуждения текущих и организационных вопросов регулярно заслушивались и научные доклады. Так, в отчете о деятельности ОИБ за 1926-1928 гг. сообщается, что за указанный период чувашской секцией проведено семь собраний, на которых были заслушаны три научных доклада П.А. Петрова-Туринге: «Пища и питье чувашей Башреспублики», «Чуваши, их история и культура», «Чуваши и Крым». Там же отмечается, что члены секции провели работу по подготовке материалов для издания краеведческой хрестоматии на чувашском языке, при педтехникуме создали кружок по изучению чувашской культуры, приступили к изучению чувашского фольклора, собрали 400 пословиц и 200 примет, приняли организационные меры по сохранению творческого наследия поэта Константина Иванова. Крупным и достаточно успешным результатом деятельности Чувашской секции в 1929 г. стала комплексная экспедиция по изучению культуры и быта чувашей республики. Она была организована П.А. Петровым-Туринге с участием членов чувашской секции, а также преподавателей и студентов педтехникума. По сути, это была одна из первых экспедиций по научному исследованию чувашского населения Башкирии в ХХ веке.
Известный этнограф и педагог Петр Андреевич Петров Туринге, был репрессирован (10 лет, умер в лагере 1943 г.), ему вменяли вину "контрреволюционную повстанческую деятельность" и (в числе прочих) то, что его отец был священником, и то что он сам в 1909г., посещал Германию и Австрию.
Сын (и внук А.П. Петрова Туринге) Петра Андреевича Петрова Туринге, известный геолог, Лауреат Государственной премии СССР, руководитель (в ранге зам. министра геологии СССР) ВПО "Союзкварцсамоцветы" - Туринге Арис Петрович.
Судьба старших сыновей Петра Андреевича - Исая и Евгения, не известна...
Другой сын Андрея Петровича Петрова Туринге (брат Петра) - Владимир (В.А. Петров Туринге, родился 22 августа 1889г.) тоже был репрессирован, расстрелян в феврале 1938г.
У Владимира было 3 детей (Мария ,Андрей, Ольга)
К примеру, дочь (и внучка А.П. Петрова Туринге) - Мария Владимировна Туринге преподавала немецкий язык, и как мне писали ее бывшие ученики (из Белебея), они считали и принимали ее за чистокровную этническую - "немку".
Завершая разговор о Андрее Петровиче Петрове Туринге, можно отметить и его духовно-наставническую помощь в получении образования и своим ближайшим родственникам. В той же Симбирской Учительской школе обучался и его родной брат Яков (1865г.р.), впоследствии - преподаватель, священник. Учился и преподавал в Симбирской школе, племянник Андрея Петровича Петрова Туринге - Михаил Петрович Петров Тинехпи (сын Меланьи Туринге), впоследствии известный общественный деятель, педагог, священник, этнограф, ученый, автор книги "О происхождении чуваш". Все четверо детей другого брата Андрея Петровича Петрова Туринге - Гурия, тоже закончили Симбирскую учительскую школу, а Валентин еще продолжил обучение в Томском Университете.