Найти тему
Паутина прошлого

Вечный жид

Проклятье бессмертия.

Когда-то, не очень, но всё же давно, я лежал в детской областной больнице города Тулы. И чтобы не скучать, у меня был с собой подаренный отцом

роман "Ночные ястребы" американского писателя Раймонда Фейста. Фантастическая история с драконами, магами, великими героями и так далее, мне очень понравилась, зашла - что говорится.

Кроме прочего, в составе сюжета присутствовал персонаж с очень занятной историей и особенностью. Он был проклят, а проклятие заключалось в бессмертии. Сам герой рассказывал, что когда-то он стал свидетелем казни некоего то ли праведника, то ли пророка. Толпа, сквозь которую вели осуждённого, словно стремясь принять участие в казни, глумилась и издевалась над приговорённым. В числе прочих был и наш герой. Он, подобно другим, бросал камни в несчастного человека, но, по неизвестной причине, именно на нём остановился тяжёлый взгляд праведника. Этот взгляд, словно удар, поразил героя, и с тех пор он не мог умереть.

Меня всегда удивляло это восприятие бессмертия как проклятья. В романе объяснялось, что долгая (по умолчанию - вечная) жизнь была сопряжена с бесконечными же болезнями и страданиями. Но с другой стороны, благодаря неограниченности своего земного времени герой стал величайшим магом и мудрецом.

Много позже я узнал, что этот сюжет - не что иное, как вольный пересказ псевдоевангельской легенды об Агасфере известном как Вечный жид.

Существует множество вариантов и литературных интерпретаций этой истории. Обобщая, можно передать легенду как-то так:

Во время Крестного пути на Голгофу, обессилевший Иисус Христос прислонился к стене одного дома. Владелец дома возмутился, говоря: "На обратном пути, отдохнёшь! " (как бы подразумевая иудейское: "если, Ты Сын Божий, то спаси Себя"). В ответ на это Спаситель сказал: "Хорошо, но тогда ты меня дождёшься". И теперь этот еврей по имени Агасфер не может умереть, пока не дождётся Второго Пришествия Христа.

Возникнув в месте столкновения античного языческого мотива мстящего Бога и христианской идеи божественного самопожертвования, легенда и сам персонаж Вечный жид оказались чрезвычайно популярны и востребованны европейской культурой. Литература, живопись и кинематограф обращались к ним не раз и не два. И естественно, что с течением времени идейное наполнение и функции легенды менялись. Вечный жид постепенно становится обязательным элементом множества конспирологических теорий, соединяясь с различными иными образами. И вот, это уже не просто проклятый, но колдун-приспешник антихриста, или величайший маг-герметист, или тайный основатель и кукловод масонства и так далее.

Таким образом, на примере вполне не исторического персонажа можно проследить историю трансформации отдельных черт человеческого миропонимания.

Поэтому никогда не стоит недооценивать воображаемое, впрочем, как и переоценивать...

Спасибо за внимание! 🤗