В Новосибирской области проходит проектно-образовательный интенсив «Архипелаг 2023».
Убийца дронов обнаруживает противника незаметно. И задолго до того, как вражеский беспилотник подлетит к намеченной цели.
— Этот аппарат способен на расстоянии шестисот метров распознать в воздухе другой дрон и атаковать его, — руководитель проекта Glory Air из Москвы Евгений Стрижонок показывает основные элементы своего дрона. – Объекты для атаки могут быть не только воздушными, но и наземными. В память БПЛА загрузить можно очертания любого интересующего объекта, который в автоматическом режиме либо по команде пилота будет атакован данным аппаратом.
Разработки Glory Air представлены на проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2023», который проходит с 28 июля по 7 августа в Новосибирской области одновременно на нескольких площадках. Дроны этой компании предназначены и для сельского хозяйства, и для доставки грузов, и для вооруженных сил России, и для патрулирования местности.
Ежегодный форум «Архипелаг» объединяет экспертов технологических рынков и институтов развития, а также команды российских вузов и стартапов. Участие в нем позволяет авторам перспективных проектов проработать свои инициативы в рамках акселерационных программ, найти инвесторов и грантовую поддержку.
В этом году в Акселераторе участвуют 1363 человека, которые привезли 525 проектов. Большая часть из них — из Москвы (125), на втором месте — Республика Крым (45), и это неудивительно, ведь именно там проходил предыдущий «Архипелаг». 44 проекта приехали из Санкт-Петербурга. Создателям еще 32 проектов ехать никуда не пришлось — они из Новосибирска.
В Новосибирском государственном университете разместились площадки для проведения семинаров, дискуссий, состязаний мини-дронов, учебы начинающих пилотов БПЛА.
Матвей Ленькин со своей командой из Нижегородской области приехали поздно вечером. С утра, толком и не выспавшись, ребята уже готовятся к соревнованиям микро-дронов.
— Наша команда представляет Саровский кванториум. Это детский технопарк, — рассказывает Матвей. — Пройдем в Новосибирске обучение полетам на беспилотниках, надеемся, что и в соревнованиях будем не на последнем месте. Я на дронах летать уже умею, посмотрим, насколько сложным будет задание.
Для подростков на наших глазах готовят трассу. Необходимо будет провести дрон через светящиеся разноцветные рамки, расположенные на различной высоте.
— Гонки на микро-дронах – прекрасный инструмент для обучения не только детей, — рассказывает создатель трассы для гонок на микро-дронах Артем Шубин. – Сейчас на них учатся многие, в том числе мужчины, которые, например, готовятся к участию в специальной военной операции. Микро-дрон сложно сломать и легко починить. Сейчас здесь гонка для новичков. Трасса, вроде, и не очень сложная, но основные навыки управления дронами соперникам придется продемонстрировать. К сожалению, в России таких малюсеньких дронов пока не делают. Покупаю их в основном в Китае.
105 проектов, приехавших на «Архипелаг» в Новосибирск, уже выпускают работающий продукт, а 25 — даже готовы к масштабированию. Большая часть (277) создала прототип или MVP — минимально жизнеспособный продукт, а 117 пока существуют только в виде идеи или концепции. Например, на «Архипелаге» представили дрон «Пегас». Его платформа дает возможно гибкой конфигурации характеристик под необходимые параметры и бюджет. Возможна установка от двух до шести навесных аккумуляторных батарей (в попарном симметричном размещении относительно центра) и использование различных винтомоторных групп для обеспечения времени полета до 45-60 минут при нагрузках до 5-7 килограммов. В конструкции uDrone Пегас применены высококачественные композиционные материалы, обеспечивающие высокую прочность и жесткость конструкции. Лучи выполняются складными вверх (образуя форму U) для удобства развертывания/свертывания и доступа к полезной нагрузке при подготовке к вылету.
Команда с полуострова Ямал приехала на «Архипелаг», чтобы не просто познакомиться с последними новинками в области беспилотных авиационных систем (БАС), но найти пути адаптации существующих беспилотников к арктическим морозам.
— Мы рассказываем на форуме в Новосибирске о накопленном опыте применения БПЛА в арктической зоне в рамках решения различных мониторинговых задач, — говорит начальник отдела по применению БАС Управления аварийно-спасательной службы «Ямалспас» Алексей Дронов. – Ищем точки соприкосновения с коллегами и определяем пути дальнейшего развития отрасли. Удалось понять, что при применении беспилотных аппаратов в любой отрасли экономики необходимо максимально учитывать все региональные нюансы: и правовые, и климатические, и экономические, и территориальные.
— Единого подхода к внедрению в экономическую и социальную жизнь беспилотных авиационных систем в стране еще нет, — поддерживает своего товарища по ямальской команде Александр Сильянов. – Необходимо выработать стройную систему, ориентированную на конкретные потребности экономики конкретного субъекта РФ.
На реализацию масштабного проекта по интеграции беспилотников в экономику страны, по оценке министерства транспорта, потребуется 236 миллиардов рублей. Эти средства пойдут на модернизацию аэродромов, внедрение унифицированной инфраструктуры управления и контроля, связи и навигации на территории всей страны. Всё это позволит расширить логистические горизонты грузоперевозок с помощью БПЛА.
Понятно, что беспилотники будут применяться, в основном, там, где товар невозможно доставить курьером и где отсутствует наземная и водная инфраструктура. Курьера с лекарствами по тундре за триста километров не отправишь. Разгрузят беспилотники и автомобильные трассы в городах. Ведь ради небольшого груза сейчас круглосуточно гоняют по городским улицам тысячи машин.
— Для грузоперевозок нами предлагается тяжелая беспилотная машина, которую планируется использовать, например, в северных регионах, в населенных пунктах с ограниченной транспортной доступностью, — представляет выставленный во дворе НГУ БПЛА начальник отдела маркетинга ООО «БАС» Александр Терентьев. — Этот аппарат перевозит груз до 130 килограммов на расстояние до 50-60 километров. Наша компания входит в лизинговый холдинг ГТЛК, который закупает БПЛА разных типов у отечественных производителей и передает, в том числе, нам в лизинг. Это позволяет снизить стоимость операционных расходов, соответственно – уменьшить стоимость предоставления услуги. В формирующемся сейчас нацпроекте на это будут отдельно заложены средства и механизмы, что позволит, в конечном счете, не только сократить стоимость услуг, но и эффективно масштабировать бизнес и технологии беспилотной авиации в регионах.
Сегодня развитие беспилотной авиации в России тормозит большое количество бесполетных зон. Даже для того, чтобы запустить беспилотник в разрешенных местах, необходимо пройти утомительную процедуру согласования. Упростить жизнь в этом отношении операторам БПЛА и чиновникам позволяют внедряемые отечественные цифровые сервисы. Работают они предельно удобно: с обычного смартфона достаточно внести данные пользователя и план полета, и уже через полчаса получить разрешение. С помощью этого же мобильного приложения контролирующие органы в режиме онлайн могут отслеживать все перемещения аппарата в воздухе и вычислять нарушителей.
Представлен на «Архипелаге 2023» и мини-аэропорт для беспилотников – комплекс Paseca. Разработкой и внедрением таких роботизированных мини-аэропортов и мобильных станций для БПЛА занимается группа компаний «Клевер».
— Такая передвижная автономная станция обеспечивает круглосуточное управление группами беспилотников, их обслуживание, зарядку и выполнение задач по исследованию и систематизации данных на объектах большой площади, — рассказывает управляющий партнер компании Константин Кудряшов. – Все операции, связанные с взаимодействием человека и дрона полностью автоматизированы. Данная станция полностью заменяет удаленных пилотов. Это снижает риски, себестоимость услуг и дает возможность быстро вносить необходимые коррективы в заданные программы. Линейка таких станций разработана для работы в самых разных климатических зонах: от арктических снегов до пустынь. Такие мини-аэродромы для беспилотников у нас приобретают компании дорожного хозяйства, владельцы крупных инфраструктурных энергетических объектов, строительные фирмы, различные госорганы, связанны с природоохраной деятельностью. Причем станция позволяет выдавать итоговую информацию в том виде, в котором требуется, так как программное обеспечение обрабатывает и анализирует данные по любым необходимым параметрам.
Беспилотники на «Архипелаге 2023» в Новосибирске играют в биатлон и бильярд, «бегают» наперегонки, показывают свою удаль при обнаружении и ликвидации объектов условного противника. Показательный пример того, насколько стремительно и основательно входят дроны в нашу жизнь, — беспилотник Sigma. Он предназначен для мониторинга протяженных объектов. И уже используется в Красноярском крае для облета лесов. В серийное производство данный аппарат производится с прошлого года. И правительство края уже настолько убедилось в эффективности дронов, что принято решение ввести в эксплуатацию порядка шестидесяти БПЛА в течение двух лет.
— Плюс нашего беспилотника еще и в том, что его вес – до 30 килограммов, и его не надо сертифицировать. В тоже время он способен перевозить груз на большие расстояния, так как комплектуется и двигателем внутреннего сгорания, и электродвигателем, — рассказывает инженер-системотехник Василий Кретинин. – Сейчас мы реализуем пилотный проект по доставке медикаментов в отдаленные сибирские поселки. И мы готовы предоставлять технологию производства этого аппарата другим компаниям, чтобы нашим партнерам не приходилось, как говорится, заново изобретать велосипед.
Многие эксперты считают, что для безопасного и эффективного использования беспилотников создания лишь наземной инфраструктуры недостаточно. Огромную территорию России не реально полностью покрыть наземным оборудованием, которое будет отслеживать полеты БПЛА. Требуется развитие спутниковых технологий, чтобы обеспечить отслеживание аппаратов. Другой вариант – если государство примет решение, что полеты, хотя бы в каких-то отдельных зонах, могут проходить без наблюдения. Сейчас в каждом регионе России – свои правила использования дронов. Где-то они вообще запрещены, где-то – с многочисленными оговорками и согласованиями, где-то – только в труднодоступных местах.
Пока же даже беспилотное аэротакси, которое давно уже изобретено и производится компанией «Транспорт Будущего» в Белгородской области лишь на выставке можно увидеть.
— Это такси, на котором еще никто не летал, — показывает аэротакси представитель компании Екатерина Евланова и разрешает забраться в кабину, чтобы оценить комфорт и приобщиться к будущему, пусть даже и не в полете. – Это летающая модель, у нее уже много полетных часов, но пока – без людей, с манекенами. Все наши БАС, которые мы привезли на «Архипелаг 2023», — действующие. Посмотрите, вот, например, этот аппарат способен перевозить грузы до двухсот килограммов. С его помощью можно, скажем, людей спасать при катастрофах и чрезвычайных ситуациях.
На создание аэротакси времени специалистам компании потребовалось немного. От стадии разработки до первого полета прошло полгода. Скоро ли мы полетим на таком дроне на картошку к бабушке или в рабочую командировку, сказать сейчас невозможно. Расправить крылья беспилотной авиации в России мешают, в том числе, и пробелы в законодательстве по вопросам сертификации. В РФ на сегодняшний день официально сертифицировано всего четыре эксплуатирующие беспилотники компании. Остальные вынуждены искать обходные пути. Пришло время создать специализированную организацию по легализации беспилотных проектов. Это станет эффективным стимулом для роста рынка беспилотных услуг.
Впрочем, несмотря на все существующие препоны, российский рынок беспилотников переживает бурный рост. Только за последние пять лет производство БПЛА в стране увеличилось в два с половиной раза. С восьми до двадцати тысяч дронов в год. По всей России открылись десятки компаний, выпускающих широкую линейку беспилотников: от небольших и юрких FPV-дронов, активно применяющихся, в том числе, и в зоне СВО, до промышленных коптеров. Причем, если раньше значительную часть самих аппаратов и комплектующие для их производства приобретали за рубежом, в основном в Китае, то сегодня ставка сделана на импортозамещение. Например, на предприятии в Санкт-Петербурге налажен полный комплекс производства БАС. Они поставляются не только на внутренний рынок, но и экспортируются уже в двенадцать стран мира. Причем, создаются как сами коммерческие беспилотники для аэрофотосъемки и геологоразведки, так и программное обеспечение для работы с полученными данными. Например, с помощью искусственного интеллекта на основе разноракурсных фотографий создаются 3D-модели любого объекта.
Налаживают в России и производство сопутствующей инфраструктуры для обеспечения полетов. К примеру, мобильная станция для перезарядки БПЛА, которую еще называют «дронопорт», — чисто российская разработка. С ее помощью, без участия оператора, можно менять аккумуляторные батареи буквально за считаные минуты. Или еще одно ноу-хау российского производства – почтомат, товары в который в автоматическом режиме доставляют беспилотники. Его уже испытали в Сколково, а затем в одной из самарских больниц: перевозили сыворотку. Три таких аппарата даже закупила одна из африканских стран. Однако в РФ их массовому применению пока мешают законодательные ограничения. Но с весны 2024 года вступят в силу изменения в федеральных правилах использования воздушного пространства. В итоге можно будет запускать беспилотники над населенными пунктами на высоте до 150 метров в светлое время суток, а для нужд сельского хозяйства – на высоте до 30 метров и на удалении более пяти километров от аэродромов. Причем, для запуска беспилотника весом до 30 килограммов не придется даже план полета авиавластям подавать. Можно надеяться, что в России отрасль беспилотных авиационных систем окончательно сформируется и окрепнет уже в ближайшем будущем. Во всяком случае, национальный проект по ее развитию, как приоритетный, кабинет министров, по поручению президента, должен утвердить до 1 сентября 2023 года.