“Вся жизнь обществ проявляется как необъятное нагромождение спектаклей. Все, что раньше переживалось непосредственно, теперь уходит в представление”.
Для Ги Дебора спектакль не означает “фальшивое” или “иллюзорное”. Спектакль - это реальность, отчуждение, которое необходимо для поддержания самой системы общественного порядка.
Общество спектакля отражает социальные взаимоотношения: люди разделены, они живут в пространстве, которое их объединяет, но только как изолированных индивидуумов, общество спектакля создает “одинокую толпу”. Мы приходим в кинотеатр, садимся, смотрим фильм, уходим. Люди объединяются общим полем для зрелища, а не чувством принадлежности, не своей идентичностью.
При новом послевоенном социальном порядке все, что раньше переживалось непосредственно, теперь переживается через зрелище, общественная жизнь заменена представлением, а человек сведен к статусу наблюдателя. Единственная форма коммуникации, которая всегда находится в нашем распоряжении, это возможность наблюдать. Наблюдение, в свою очередь, создает обманчивое ощущение участия. К примеру, в обществе спектакля возможность коммуникации ограничена, но идея коммуникации продается через социальные сети (то, что переживалось в реальности, теперь уходит в представление, продается представление о коммуникации).
Наше отчуждение проявляется в новых сферах экономики, в оказании услуг, в форме досуга “все включено”, в продаже коммуникации через “ток-шоу” и встречи с интересными людьми, "это вид зрелищного товара, который, несомненно, имеет хождение лишь по причине возросшего дефицита соответствующих реалий”. Вместо идентификации со своим социальным положением эксплуатируемого рабочего, общество спектакля поощряет идентификацию с образами. Хотите продемонстрировать протест? Можно купить футболку с Че Геварой. Нарисовали граффити в качестве протеста против социального неравенств? Его могут продать на аукционе Сотбис через несколько лет, а H&M выпустит футболки с этим изображением.
Стараюсь писать о современной философии простыми словами: