«Поднятая целина» — на порядок выше и по художественным свойствам, и по важности запечатлённого. Не верите? Сейчас докажу.
На обе эти книги у меня было по обзору, каковые и предлагаю прочитать перед этой статьёй: иначе многое может остаться в моей аргументации непонятным.
Статья: «Поднятая целина»: моя любимая книга Шолохова, или как умирает Революция…
Статья: «Тихий Дон» Шолохова: прекрасный шедевр или… Бездарный плагиат
А мы, недолго погодя, приступаем…
Шолохов — не вор!
Прежде чем перейти к сравнению романов, давайте проясним один важный момент. Я категорически не согласен с теми «критиками», которые обвиняют Шолохова в плагиате и отрицают его авторство.
Это полная чушь! А подобные бездоказательные инсинуации давно и неопровержимо опровергнуты серьезными исследователями. Шолохов был гениальным писателем, и никакой он не вор! И «Тихий Дон», и «Поднятая целина» — книги, созданные его пером. О чём я рассказывал в отдельной статье (а точнее, даже двух):
Статья:Как Солженицын Шолохова оболгал: «Тихий дон» и драма авторства
Статья:Правда ли, что Шолохов украл роман «Тихий Дон» у Крюкова, настоящего автора?
Так что предлагаю оставить эти безосновательные обвинения и перейти к непосредственному сравнению двух романов.
«Тихий дон» — неплохой дебют, но не более того
Да, «Тихий Дон» — безусловно, достойное произведение, особенно если учесть, что это был дебютный роман двадцатитрехлетнего Шолохова. Описание быта донских казаков, картины Гражданской войны… Всё это выполнено «на уровне». Не более и не менее.
Однако, на мой взгляд, Шолохов несколько увлекся «мыльной оперой»: переживаниями героев, их любовными драмами и «бытовухой».
Быть может, это и «придает роману человечность», как писали отдельные комментаторы под тем обзором. Но. Долго, скучно и абсолютно бесполезно равно для сюжета и раскрытия мира. Как дивизия эстонских парашютистов.
Куда интереснее было бы увидеть внимание автора, обращённое на сами события эпохи, атмосферу и жизнь тех лет… А вместо этого мы получаем, скорее, бытовую драму на фоне исторических событий. Недостаток, который сам Шолохов понял и, впоследствии, исправил.
В общем, «Тихий Дон» — достойный дебют, однако… Не более. Шолохов еще не раскрыл здесь свой талант в полной мере.
А вот «Поднятая целина» Шолохова — истинный шедевр
Если «Тихий Дон» был «просто хорошим произведением», то «Поднятая целина» стала настоящей жемчужиной в творчестве Шолохова. Этот грандиозный эпос о трагедии коллективизации 1930-х годов — моя любимая книга этого автора.
В отличие от «Тихого Дона», здесь мы видим мастера в зените славы. Шолохов смело живописует картины народной жизни, характеры простых людей, всю атмосферу той нелегкой эпохи.
Никакой ненужной «мыльной оперы», только подлинные события, основанные на реальном опыте писателя. События, которые могли случиться (и случались) вообще в любой деревне… Объективное полотно, где раскрывается вся трагедия насильственной коллективизации (да и «партократического “социализма„» в целом).
Я с восхищением читал, как Шолохов показал борьбу простых крестьян, репрессии и драму целой деревни, зажатой между молотом и наковальней бесчеловечной системы и безнадёжного бунта. Великая книга, достойная Нобелевской премии! Книга, о которой я подробно и обстоятельно рассказывал в отдельной статье, которую прошу — нет, требую прочитать!
Статья: «Поднятая целина»: моя любимая книга Шолохова, или как умирает Революция…
Гражданская смелость Шолохова
Чтобы написать и опубликовать такую книгу в сталинские времена, нужно было обладать поистине гражданским мужеством.
Ведь «Поднятая целина» фактически разоблачала те жестокости, которые творились под прикрытием громких лозунгов о «социалистическом строительстве». Правда была сказана.
И только благодаря своему высокому авторитету Шолохов избежал репрессий. Его популярность и звание лауреата Сталинской премии сыграли роль щита, по крайней мере, вместе с общим раздраем послевоенного и послесталинского СССР.
Но личное мужество писателя, которое потребовалось для создания и, особенно, завершения второго тома этой книги, вызывает у меня искреннее восхищение. Шолохов был человеком из стали!
Незабываемые образы и сюжеты
А какие потрясающие образы создал Шолохов в «Поднятой целине»! Бессердечный Макар, Половцев — прагматик со своими целями, хитрая лиса-Марина, простые хуторяне, которым в гробу всё это видалось… Эти герои навсегда врезались мне в память.
Их драматичные судьбы, разворачивающиеся на фоне коллективизации, читаются затаив дыхание. Сколько трагизма, сколько сломанных человеческих судеб!
Концовка же? Лучше, чем в обзоре я о ней не скажу. Потому что это концовка не только романа, но словно бы и сталинизма в целом. «Порядок» наведён. Кладбищенский…
Памятник преданной революции
Да, я воспринимаю «Поднятую целину» как своего рода памятник истинным идеалам революции 1917 года, которые были преданы и извращены большевиками, предавшими всё и всех ради власти.
Ведь изначально в основе Революции лежали прекрасные идеи о равенстве, справедливом обществе без эксплуатации и народной власти Советов… Их же, собственно, декларировали и сами большевики… Другой рукой убирая конкурентов, от анархистов до левоэсеров.
А позднее эти идеалы были вовсе выхолощены и принесены в жертву амбициям новой правящей верхушки, которая утвердила свою бесконтрольную диктатуру. Собственно, в этом моменте и происходит роман. Рассказывающий, как умерла Революция.
Поэтому для меня роман Шолохова «Поднятая целина» есть ещё и дань памяти изначальному революционному порыву, который был предан, но не забыт. Предостережение будущим поколениям, что не всем можно верить — и не со всеми можно сотрудничать. Предадут, сожрут и извратят всё то, за что вы вместе боролись…
Но почему же тогда «Нобелевскую» Шолохову дали именно за «Тихий дон»?
Остается, правда, загадкой, почему именно за «Тихий Дон», а не за шедевр по имени «Поднятая целина» Шолохов был удостоен Нобелевской премии.
По-моему, тут сыграла роль конъюнктура. «Тихий Дон» был более приемлем и для советского руководства, и для Запада. А вот «Поднятая целина» явно не устраивала ни ту, ни другую сторону: для Запада она была неприемлема тем, что, всё же, прославляла левые идеалы; для Союза — тем, что прямо и жестко показывала, до какого цугундера довели страну извратившие эту самую идею б-б-большевички.
Так что, видимо, Нобелевский комитет пошел по пути компромисса, отдав дань таланту Шолохова, но выбрав менее одиозный на тот момент роман. Аполитичный, я бы даже сказал, «ни вашим, ни нашим». Жаль, конечно, что неоцененным остался подлинный шедевр… Но такова суть вещей.
Подводя итог: я люблю «Поднятую целину»
Итак, подводя черту, хочу сказать: «Поднятая целина» для меня навсегда останется любимейшей книгой Шолохова.
Это выдающееся произведение, где писатель раскрылся во всей полноте таланта. Глубокий исторический эпос, написанный с эпическим размахом и невероятным мастерством.
Неудивительно, что эта книга вызвала восторг миллионов читателей и вошла в золотой фонд русской классики. Ее по праву можно назвать настоящим шедевром Шолохова. И, по моему глубочайшему убеждению, «Поднятая целина» — лучшая книга, когда-либо написанная Шолоховым. А то и лучшая не-фантастическая книга, написанная в СССР вовсе.
Вот моё мнение на этот счёт. А как считаете вы? Согласны со мной или есть иные аргументы? Давайте обсудим в комментариях!