246. Вы удивитесь, узнав какой высоты были лунные горы на снимках НАСА

8K прочитали

В первых лунных экспедициях на фотографиях НАСА не было лунных гор. В миссии "Аполлон-11" луна заканчивалась сразу за тенью от лунного модуля.

Фотоснимок из альбома "Аполлон-11"
Фотоснимок из альбома "Аполлон-11"

Не было лунных гор и на снимках в альбоме "Аполлона-12". "Аполлон-13" пропускаем, поскольку он на Луну не высаживался, а, согласно легенде НАСА, лишь облетел её. Лунные горы не встретились нам и в фотоальбоме "Аполлона-14" - пейзаж вокруг был равнинный.

Кадры из фотоальбома "Аполлон-14"
Кадры из фотоальбома "Аполлон-14"

А потом, в следующих сериалах ("Аполлон-15, -16, -17"), горы на заднем плане вдруг появились в большом количестве. О причинах их появления мы рассказывали в статье № 200:

Но расположились горы в кадре как-то странно. Как будто фотографа предупредили: "Шаг влево, шаг вправо - считается побег". И фотограф боится спанорамировать влево или вправо, все время снимает в одну сторону и всё время один и тот же сюжет. Сейчас мы знаем причину такой "странности" - все эти горные пейзажи для трёх разных "миссий" снимались в одном и том же павильоне, а гора на заднем плане была спроецирована со слайда на огромный киноэкран с помощью проектора. Ширина этого экрана примерно 33 метра, а высота - 12 метров, т.е. киноэкран на фоне был вытянутый, как в широкоэкранном кинотеатре.

Вот известный фотокадр из миссии «Аполлон-15», здесь гора занимает по кадру узкую полоску, примерно 1/4 часть кадра по высоте.

Фотокадр из альбома "Аполлон-15"
Фотокадр из альбома "Аполлон-15"

По легенде НАСА - это гора Хэдли (названная так в честь британского учёного Джона Хэдли) высотой около 4000 метров. И до неё - несколько километров (по мифологии НАСА - около 9-ти км).

На самом деле это - комбинированный кадр, состоящий из двух частей: на фоне, на расстоянии около 27-30 метров от камеры, висит вертикальный экран, на который проецируется фотография горы, а перед экраном в павильоне насыпан песок, на котором стоит манекен, изображающий астронавта. Как ни печально это признать, но на "лунных" фотографиях НАСА нет ни одного живого человека. Живые люди есть только на видео, которое умышленно плохого качества.

Установка манекена астронавта
Установка манекена астронавта

А на фотографиях астронавтов изображают лёгкие манекены.

В первых лунных экспедициях на фотографиях НАСА не было лунных гор. В миссии "Аполлон-11" луна заканчивалась сразу за тенью от лунного модуля. Не было лунных гор и на снимках в альбоме "Аполлона-12".-5

Гора на фоне, действительно, объёмная. Это не рисованный задник, как в фильме "Место назначения - Луна" (1950 г.).

Рабочий момент съёмок фильма "Место назначения - Луна" (1950 г.)
Рабочий момент съёмок фильма "Место назначения - Луна" (1950 г.)

Или вот ещё горы на фоне, из фильма "Парень по имени Джо" (1943 г.). Они нарисованы на большом заднике. Вечерние облака - тоже нарисованные. А летящий самолёт - миниатюра (макет).

Вот кадры из этого фильма. Видно, что макет самолёта подвешен на двух тонких проволоках, а третьей проволокой его тянут по кадру.

Небольшой видеофрагмент из фильма "Парень по имени Джо".

В известном фильме А.Хичкока "На север через северо-запад" (1959 г.) финальная сцена погони за главными героями снималась как бы на горе Ракмор. Это та гора, где в граните высечены 4 головы президентов США.

В первых лунных экспедициях на фотографиях НАСА не было лунных гор. В миссии "Аполлон-11" луна заканчивалась сразу за тенью от лунного модуля. Не было лунных гор и на снимках в альбоме "Аполлона-12".-9

Спасаясь от преследования, актёры Кэри Грант и Ева Мари Сейнт, оказавшись на самом верху горы, начинают спускаться вниз по опасным склонам.

На самом деле гигантские головы президентов в фильме - это фотофон, он растянут по дуге.

Фотофон из фильма "На север через северо-запад"
Фотофон из фильма "На север через северо-запад"

Перед этим фотофоном на переднем плане расположен бутафорский участок горы. По нему движутся актёры.

В первых лунных экспедициях на фотографиях НАСА не было лунных гор. В миссии "Аполлон-11" луна заканчивалась сразу за тенью от лунного модуля. Не было лунных гор и на снимках в альбоме "Аполлона-12".-12

В некоторых кадрах эта переднеплановая бутафория легко разгадывается (а может, это мне так только кажется - и зритель, увлечённый сюжетом, не замечает, что кадр снят в павильоне и состоит из двух частей ).

Один из участков траектории спуска был изготовлен в виде объёмного макета в масштабе 1:1. Сбоку был поставлен ветродуй (он на снимке справа), чтобы развевать волосы героини как бы от ветра на высоте, и тем самым привносить дополнительный драматизм.

В первых лунных экспедициях на фотографиях НАСА не было лунных гор. В миссии "Аполлон-11" луна заканчивалась сразу за тенью от лунного модуля. Не было лунных гор и на снимках в альбоме "Аполлона-12".-14

Вот как этот участок выглядит в фильме:

В первых лунных экспедициях на фотографиях НАСА не было лунных гор. В миссии "Аполлон-11" луна заканчивалась сразу за тенью от лунного модуля. Не было лунных гор и на снимках в альбоме "Аполлона-12".-15

В фильме С.Кубрика "2001. Космическая одиссея" горы на заднем плане являлись проекцией слайда (диапозитива) на киноэкран из свето-возвращающего материала (скотчлайта). Этот способ известен как фронтпроекция.

Кадр из фильма "2001. Космическая одиссея"
Кадр из фильма "2001. Космическая одиссея"

Следующие два фотоснимка показывают технологию получения такого комбинированного кадра методом фронтпроекции. Обратите внимание, что участок горного массива по краям кадра построен в павильоне. Это - бутафорские горы, они внутри пустые.

Рабочие моменты съёмок пролога к фильму
Рабочие моменты съёмок пролога к фильму

А вот горы на дальнем плане - это фотоснимок реальных гор. Эти горные участки были отсняты в Африке, в Намибии, на крупноформатные слайды размером 20 х 25 см и затем спроецированы на киноэкран шириной в 30 метров.

Комбинированный кадр из фильма "2001. Космическая одиссея", полученный методом фронтпроекции
Комбинированный кадр из фильма "2001. Космическая одиссея", полученный методом фронтпроекции

В лунных снимках НАСА, там, где на фоне появляются горы, была использована технология фронтпроекции, разработанная С.Кубриком. Изображение горы проецировалась со слайда на большой киноэкран.

Снимок AS15-86-11598 из альбома "Аполлон-15"
Снимок AS15-86-11598 из альбома "Аполлон-15"

Причем для фоновой проекции был изготовлен не один, а несколько слайдов, немного отличающихся друг от друга. Дело в том, что сценаристы НАСА придумали сюжет, что в миссии "Аполлон-15" астронавты провели на поверхности Луны более 60 часов. А за это время солнце переместилось, и рисунок теней на горах немного изменился.

Снимок AS15-86-11598, который мы только что привели, был снят якобы через 125 часов 45 минут после старта ракеты с мыса Канаверал, т.е. через 5 дней после начала космического путешествия. Справа на фоне находится гора Дельта Хэдли, а слева - Серебряная Шпора (Silver Spur).

А другая серия снимков с проекцией на эту же гору была сделана якобы через 38 часов после первой фотосессии. Так свидетельствует история, опубликованная на официальном сайте НАСА.

Вот снимок AS15-88-11863 из другой фотосессии, он был сделан якобы в 163 часа 58 минут после старта с Земли, то есть после первой фотосессии прошло 38 часов. Роль астронавта здесь (как, впрочем, и на других "лунных" фотографиях) исполняет неподвижный манекен массой примерно 22 кг.

Снимок AS15-88-11863 из фотоальбома "Аполлон-15"
Снимок AS15-88-11863 из фотоальбома "Аполлон-15"

Поскольку лунные сутки длятся около 29 дней, то перемещение Солнца за 38 часов на Луне примерно равны 1,3 часа на Земле - это перемещение на 20 градусов. Соответственно перед НАСА стояла задача сымитировать эффект, что солнце якобы сместилось на 20 градусов. И на фотографиях мы видим небольшое изменение теней на склонах гор.

Изменение светового рисунка на горах
Изменение светового рисунка на горах

Исходя из этих фактов, мы делаем вывод, что гора была объёмной. Но это была не реальная гора, а объёмный макет. У Голливуда был богатый опыт изготовления бутафорских гор для различных фильмов-катастроф и извержений вулканов.

Вот, например, кадры из фантастического фильма 1951 года "Когда сталкиваются миры". Мы видим извержение вулкана, снятое с помощью миниатюр в режиме слоу-моушн.

Вот ссылка на видеофрагмент:

Какого же размера была "лунная" гора на самом деле? На наш взгляд, 1,5-2 метра по высоте. Меньшего размера гора быть не должна, поскольку на поверхности этой горы нужно изобразить мелкие кратеры.

В первых лунных экспедициях на фотографиях НАСА не было лунных гор. В миссии "Аполлон-11" луна заканчивалась сразу за тенью от лунного модуля. Не было лунных гор и на снимках в альбоме "Аполлона-12".-23

Эту бутафорскую гору снимали в павильоне крупноформатным фотоаппаратом при разных углах падения световых лучей. Потом фотоснимки этой горы проецировали в другом павильоне на 30-метровый по ширине экран. А перед экраном ставили бутафорский лунный модуль, ровер и манекены астронавтов. Вот так получались "лунные" снимки НАСА с горами на заднем плане.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!