Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить:
•- познавательную мотивацию и интересы учащихся;
•- сформировать основы нравственного поведения;
•- готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками;
•- в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
Преимущества метода проекта:
•даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
•Успешно интегрируется в образовательный процесс;
•Обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность;
•Позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия. Сплачивает детей, развивает коммуникативность.
Этапы проектной учебной деятельности :
мотивационный (я, как учитель заявляю общий замысел, создаю положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);
планирующий – подготовительный
(определяем тему и цели проекта, формулируем задачи, вырабатываем план действий, согласовываем способы совместной деятельности);
информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; я наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником);
•рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, я выступаю участником коллективной оценочной деятельности).
Психолого-физиологические особенности младших школьников при организации проектной деятельности
Психолого-физиологические особенности младших школьников при организации проектной деятельности
Темы детских проектных работ мы выбираем в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе ограничиваем 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев.
Структура проекта Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы
3. Информационные – самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, в книгах, словарях, в интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, родителей), структурирование информации, выделение главного.
4. Кооперативные – взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
5. Коммуникативные – умения слушать и понимать других, вступать в диалог. Задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
6. Экспериментальные –
организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, измерение параметров, осмысление полученных результатов
7. Рефлексивные –
осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов). Осуществление самооценки.
8. Презентационные – построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Навыки монологической речи, ответы на не запланированные вопросы.
Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Примерная схема урока:
Примерная схема анализа урока
•Тема урока
•Цели и задачи урока
•Готовность учащихся к уроку
•Готовность учителя к уроку
•Тип и структура урока
•Содержание урока
•Система закрепляющих упражнений с целью формирования способов действий, умений, навыков и прочности знаний
•Проверка ЗУН
•Домашнее задание
•Итоги урока
•Стиль общения на уроке
•Общая оценка урока