Найти тему

Проектирование и анализ современного урока в начальной школе

Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить:

•- познавательную мотивацию и интересы учащихся;

•- сформировать основы нравственного поведения;

•- готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками;

•- в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.  

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Преимущества метода проекта:

•даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

•Успешно интегрируется в образовательный процесс;

•Обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность;

•Позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия. Сплачивает детей, развивает коммуникативность.

Этапы проектной учебной деятельности :

мотивационный (я, как учитель заявляю общий замысел, создаю положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);

планирующий – подготовительный  

(определяем тему и цели проекта, формулируем задачи, вырабатываем план действий, согласовываем способы совместной деятельности);

информационно-операционный (ученики собирают материал, работают  с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; я наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, я выступаю участником коллективной оценочной деятельности).

Психолого-физиологические особенности младших школьников при организации проектной деятельности 

Психолого-физиологические особенности младших школьников при организации проектной деятельности  

 Темы детских проектных работ мы выбираем в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу.

 Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе ограничиваем 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев.

Структура проекта Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы

3. Информационные – самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, в книгах, словарях, в интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, родителей), структурирование информации, выделение главного.

4. Кооперативные – взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

5. Коммуникативные – умения слушать и понимать других, вступать в диалог. Задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

6. Экспериментальные –

 организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, измерение параметров, осмысление полученных результатов

7. Рефлексивные –

 осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов). Осуществление самооценки.

8. Презентационные – построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Навыки монологической речи, ответы на не запланированные вопросы.

Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Примерная схема урока:

Примерная схема анализа урока

•Тема урока

•Цели и задачи урока

•Готовность учащихся к уроку

•Готовность учителя к уроку

•Тип и структура урока

•Содержание урока

•Система закрепляющих упражнений с целью формирования способов действий, умений, навыков и прочности знаний

•Проверка ЗУН

•Домашнее задание

•Итоги урока

•Стиль общения на уроке

•Общая оценка урока