Звезда «полынь» Апокалипсиса.
В 12-м номере журнала «Химия и жизнь» за 1990 г. под заголовком «Взрыв сверхновой потряс Солнце и Землю?» была опубликована моя первая статья посвящённая вспышке сверхновой звезды SN1987A, которая стала поистине путеводной всех моих дальнейших исследований.
Рис. 1. Обложка новогоднего выпуска журнала «Химия и Жизнь» 12, 1990.
Эпиграфы к разделам статьи.
Третий Ангел вострубил, и упала большая звезда, горящая подобно светильнику… Откровение Иоанна Богослова. 8,10.
Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца…
Откровение Иоанна Богослова. 8,12.
Имя сей звезде «полынь», и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горькими. Откровение Иоанна Богослова. 8,11.
И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих. Откровение Иоанна Богослова. II, 13.
Введение к книге «ГЛОБАЛЬНАЯ АНОМАЛИЯ ВМЕСТО «КОНЦА СВЕТА»»
11.09.2013 г.
В этой «Глобальной аномалии» лично я нахожусь уже более 25 лет. Предметом моих исследований всё это время является то, что Л.Н. Гумилёв назвал пассионарным толчком, так что в книге неизбежно будут как фактические исследования и их результаты, так и воспоминания и исторические сопоставления. Написание этой книги началось более года тому назад и довольно драматично. В то время у меня была почти готова к печати не менее сенсационная книга «Красный Сириус: Огненные крещения Земли». Редактор по науке журнала «Дельфис», Нина Николаевна Якимова, которая уже редактировала многие мои статьи и книги и вообще много сделала для популяризации моих работ, за что я ей очень благодарен, согласилась редактировать эту книгу и издать её в издательстве «Дельфис». Надо сказать, редактирует она очень уж тщательно: для меня потом целая мука вносить в текст её исправления, ведь это работа, сопоставимая с написанием книги…
В то время мне и попалась статья с первым докладом Председателя Международного комитета по проблемам глобальных изменений геологической среды «GEOCHANGE», 30.06.2010 г. Э. Н. Халилова «Глобальные изменения окружающей среды: Угроза для развития цивилизации» [1], который был разослан главам всех правительств и в Организацию Объединённых Наций.
Оговорюсь, что не являюсь дипломированным специалистом по глобальным изменениям среды, но во время работы в Курчатовском институте под руководством известных учёных, в том числе академика Легасова, мне пришлось соприкоснуться с этой проблемой и ещё в то время нащупать волшебный ключик к ее решению.
Второй раз мне пришлось вернуться к этой проблеме при написании энциклопедии по физике для старшеклассников и студентов гуманитарного профиля в начале 2000 г., так что и новичком в этой области меня тоже назвать нельзя.
Уже года два-три, со времени основания мною сайта «Славянского виртуального Университета», я отслеживаю информацию не только по профилю университета, одним из предметов в котором является физика, но и по всем смежным темам, в числе которых, по традиции, глобальные изменения окружающей среды.
Указанный выше доклад произвёл на меня сильное впечатление обилием и основательностью собранного по теме фактического материала, формально преподнесённого в идеальной форме. С другой стороны, стала понятна растерянность учёных, обратившихся к мировому сообществу: они осознали, что наука, по существу, не понимает, что происходит с планетой Земля, что грозит непредвиденными осложнениями для человечества.
К тому времени я уже был знаком с работами профессора Дмитриева, который указывал на космический характер происходящих изменений и пытался переосмыслить их с точки зрения древнеиндийской философии и мифологии, известной как учение о космических циклах. Однако он также не смог найти физическую основу для этих изменений.
Достаточно вспомнить, что это был 2012 год, нагнетание истерии по поводу наступления Конца света по календарю майя, работы Ситчина о планете Нибиру и т. д. В такой обстановке я приступил к написанию этой книги. У меня были общие представления о воздействии взрывов сверхновых звёзд на Землю, Солнце и Солнечную систему, частично проработанные при написании предыдущих книг. Что на самом деле происходит с Землёй, Солнцем и Солнечной системой, я тогда не знал. Ещё раз повторюсь, что доклад Халилова стал для меня громом среди ясного неба, намного превзошедшим мои предположения. В течение года мне удалось существенно продвинуться в понимании того, что происходит с Землёй, во всяком случае, концептуально, я так думаю, сейчас это стало понятно.
С Солнцем ситуация более сложная, поскольку мы до сих пор плохо знаем, как оно устроено. Буквально недавно появилась двухслойная модель конвекции в светиле, которая пытается объяснить 11-летний цикл без использования 11-летнего периода вращения Юпитера, но пока это всего лишь гипотеза. По крайней мере, стало понятно, что Солнце, как и Земля, испытало радикальные перемены в своём поведении. В процессе написания книги и теперь, уже в результате последующего переосмысления, наметился определённый прогресс и с Солнечной системой.
За прошедшие месяцы, пока издательство раскачивалось, мне, кажется, удалось понять, в каком русле формировать этот материал, который с трудом можно охватить одним взглядом.
Начнём с самого События и того, что ему предшествовало.
Глава 1. Работы 1989-1995 годов о взрывах сверхновых и глобальном изменении климата
Отрывок из статьи «Глобальное изменение климата: положение серьёзней, чем думают пессимисты?»
Весь 1986 год я находился в повышенном эмоциональном напряжении, что частично было связано с возобновившейся после долгого перерыва работой над очередным вариантом единой геометрической теории гравитации и электромагнетизма. По случаю юбилея начальника аналитической лаборатории 21 декабря 1986 года был устроен небольшой капустник, к которому я подготовил шутливое секретно-мистическое поздравление. В этом поздравлении в результате мистическо-логических рассуждений я пришел к фразе об утренней звезде Люцифер, которая будет предшествовать восходу Солнца. Надо сказать, что не только я, но и некоторые сотрудники придали этому большее значение, чем простой шутке. Меня еще долго спрашивали, когда будет восход Солнца. Здесь имеет смысл рассказать об одном вещем сне. Как-то мы возвращались с приятелем с работы, и он спросил меня: снятся ли мне сны, в которых я летаю? Я рассказал ему о сне, приснившемся незадолго до этого. Мне снилось, что я летаю под мощным железобетонным куполом, который ассоциировался у меня с куполом в корпусе Управления Института атомной энергии. В какой-то момент я почувствовал необходимость пробить этот купол, неведомая сила разогнала меня, ударила плечом об него. Купол был пробит, и меня ослепил яркий солнечный свет.
В феврале 1987 года я взял небольшой отпуск, чтобы отдохнуть от довольно непростых и напряженных отношений, которые возникли у меня на работе, и попытаться навести порядок в тех теоретических построениях, которые развивал. Я уехал на дачу и провел неделю в совершенной глуши, откуда до ближайшего населенного пункта было несколько километров. И вот, 21 февраля, я получил преобразование, которое стало ключом к тем пяти препринтам, которые были опубликованы в 1987—1989 гг.
Прекрасно помню утро 22 февраля — это был какой-то сказочный мир снега, инея, которым были облеплены все деревья, и желтого, яркого Солнца. Я прокатился на лыжах, и мне казалось, что я вступаю в новый период своей жизни.
23 февраля, в день Советской Армии, я был уже в Москве. В 6 часов утра сделал получасовую пробежку, хотя обычно просыпался в 7 ч. 30 мин., и, почувствовав какой-то необычайный прилив сил, поверил в то, что это преобразование решает те проблемы, которые стояли передо мной.
Позже, когда на семинаре я узнал о вспышке сверхновой 23 февраля, то невольно с волнением спросил: «Во сколько?» Узнав, что вспышка зафиксирована в 2 ч. 54 мин. мирового времени, т.е. 5 ч. 54 мин. московского, я не мог отделаться от впечатления, что в то утро ощущал дыхание земной оболочки, испытавшей на себе воздействие вспышки сверхновой. После того как я догадался о возможном влиянии вспышки сверхновой на Солнце и ознакомился с данными о числах Вольфа за февраль 1987 года, я уже не сомневался: начало нового цикла солнечной активности — восход Солнца — было положено вспышкой сверхновой в то утро.
Тогда я понял, что человек все время должен быть некой антенной, направленной как в окружающий мир, так и вовнутрь. В ходе эволюции в человека было заложено гораздо больше, чем он использует: сверхчувственное восприятие, вера, сны и т. д. Возможно, эти скрытые механизмы вступают в действие в связи с циклической деятельностью Солнца и тем, что их активизирует. Во всяком случае, мне в эти три года многое удавалось, я жил в каком-то загадочном, полумистическом мире. Теоретические построения неудержимым потоком извергались из моей головы, я не успевал проверять всего того, что выдумывал, и делал ошибки, которые были бы невозможны в спокойный период.
О возможном влиянии взрывов сверхновых на ход тектонических процессов
Вспышки сверхновых на сравнительно небольших расстояниях от Солнечной системы могли бы стать инициаторами повышенной тектонической активности. В книге И. Шкловского «Вселенная, жизнь, разум» [11] приведены оценки частоты вспышек сверхновых на расстояниях до 10 пк от солнечной системы, исходя из того, что сверхновые вспыхивают в галактике один раз в 100 лет. И хотя в последнее время такие вспышки регистрируются чаще, его оценка, что один раз за 750 млн. лет вспышка происходит вблизи от Солнечной системы, по порядку величины соответствует частоте усиления тектонических процессов на Земле. Кроме того, в книге Шкловского прямо указывается на то, что на расстоянии 30–40 пк от солнечной системы сохранились остатки оболочки сверхновой.
Рис. 33. Окрестности нашей Галлактики
Поток энергии, зарегистрированный гравитационной антенной в Италии, в пересчете на поперечное сечение Земли составил
5 × 1020 Дж,
что на один-два порядка превосходит энергию крупнейших землетрясений, но несколько уступает энергии тектонических процессов.
В настоящее время в науке о внутреннем строении Земли господствует гипотеза тектоники континентальных плит. Согласно ей, поверхность Земли состоит из нескольких плит, в основном связанных с континентами. Тепло, идущее от ядра Земли к ее коре, образует конвекционные потоки, которые ответственны за движение плит относительно друг друга.
В современной геотектонике ощущается необходимость появления новой парадигмы, способной объяснить недостатки концепции тектоники литосферных плит, поскольку концепции расширения и пульсации Земли, по-видимому, не способны справиться с этой проблемой. Главное — нет объяснения периодически возникающей геодинамической активности, приводившей к массовым вымираниям, нет понятного объяснения инверсий магнитного поля Земли (переполюсовки).
Если вспышка сверхновой на расстоянии порядка 1 кпк (SN1054А — на месте которой образовалась Крабовидная туманность) способна привести к изменению скорости вращения Земли, то вспышка аналогичной сверхновой на расстоянии 30–100 пк может вызывать возмущения на два–три порядка более мощные, что должно приводить не только к серьезным изменениям скорости вращения Земли, но возможно, и к изменениям формы поверхности Земли и коренным изменениям хода тектонических процессов. Именно такие серьёзные изменения скорости вращения Земли зафиксированы во времена, совпадающие с ПТ-границей (граница между периодами пермью и триасом) и КТ-границами (граница между периодами мелом и третичным), причём специалисты отмечают [12], что «непосредственное воздействие мантийной конвекции не в состоянии было обеспечить полностью наблюдаемые аномалии в суточном вращении Земли».
Гравитационная волна обладает моментом импульса, то есть она может увеличивать или уменьшать скорость вращения планет, приводя к возникновению смещения коры относительно ядра планеты. В результате всего этого тектонические процессы могли не только усилиться, приводя их к полной перестройке.
Аномалии в изменении скорости вращения Земли обсуждаются в литературе. Отмечается, что непосредственное воздействие мантийной конвекции не в состоянии полностью обеспечить наблюдаемые аномалии в суточном вращении Земли.
Частично вариации скорости вращения Земли могут быть объяснены изменением полярного момента инерции Земли, вследствие изменения тектонической активности, что нашло отражение в изменении скорости вращения Земли и Луны.
Вспышки сверхновых на сравнительно небольших расстояниях от Солнечной системы могли бы стать инициаторами подобного рода повышенной тектонической активности, а также повлиять на изменение скорости вращения Земли и Луны.
Как мы уже упоминали, поток энергии от сверхновой в Крабовидной туманности на расстоянии 1 кпк от Солнечной системы мог составлять
P = 1021 Дж.
Вспышка сверхновой на расстоянии 30–40 пк может нести поток энергии
P = 1024 Дж,
что сравнимо с энергией тектонических процессов.
На рис. представлены типы поляризации плоских скалярно-гравитационных волн, вызывающих различные типы смещения на сфере пробных частиц, распространяющейся волны [13]. Она направлена вдоль оси z и обладает зависимостью от времени cos wt, случаи (рис. 34. а, б) соответствуют гравитационной волне, распространяющейся волны поля спина 0, или скалярной волне.
Сплошные линии соответствуют моменту времени wt=0, пунктирные — моменту wt=180; cмещения, перпендикулярные к плоскости рисунка, отсутствуют.
Поверхность Солнца в первом приближении может рассматриваться как такая сфера пробных частиц, и рисунки наглядно демонстрируют, что может происходить с солнечной поверхностью под воздействием гравитационной волны. Земная поверхность является твёрдой оболочкой жидкой мантии, и эти рисунки демонстрируют, какие напряжениия возникают обладает моментом импульса и поэтому не представляет для нас интереса. Скалярно-гравитационная волна в пятимерной единой теории гравитации и электромагнетизма обладает, вообще говоря, моментом импульса, и поляризация такой волны является суперпозицией скалярных и гравитационных волн. К сожалению, в настоящее время неизвестно количество таких скалярных полей, поэтому какие-либо точные оценки невозможны, в рассматриваемой работе оценки сделаны для одного скалярного поля.
Гравитационная волна обладает моментом импульса, то есть она может увеличивать или уменьшать скорость вращения планет, приводя к возникновению смещения коры относительно ядра планеты. Скалярная волна в общей теории относительности не обладает моментом импульса и поэтому не представляет для нас интереса. Скалярно-гравитационная волна в пятимерной единой теории гравитации и электромагнетизма обладает, вообще говоря, моментом импульса, и поляризация такой волны является суперпозицией скалярных и гравитационных волн. К сожалению, в настоящее время неизвестно количество таких скалярных полей, поэтому какие-либо точные оценки невозможны, в рассматриваемой работе оценки сделаны для одного скалярного поля.