Найти тему
Дикое поле

Персидские ковры.

Что бы про неё не говорили, но продукция ковроткачества по прежнему пользуется огромной популярностью, а ковры ручной работы приравнены к произведениям искусства, при этом особо славятся персидские ковры, являющиеся достоянием культуры не только Ирана, но и всего человечества.

Персидский ковёр из провинции Ардебиль, XVI век.
Персидский ковёр из провинции Ардебиль, XVI век.

История персидских ковров берёт своё начало в глубокой древности, в эпоху Персидской державы и династии Ахеменидов, которые богато украшали коврами свои дворцы, а во времена Сасанидов были изготовлены драгоценные ковры-гиганты, главным из которых являлся Весенний ковёр шаха Хосрова I (501-579), изготовленный из шёлка и богато украшенный золотом и драгоценными камнями. Очарования персидскими коврами не мог избежать никто - ни древние греки, ни византийцы, ни викинги и славяне, у которых персидские ковры занимали немалую часть импорта при торговле с Ираном, ни уж тем более арабы, которые обогатили древнее персидское ковроткаческое искусство новыми элементами.

Ручной ковроткаческий станок.
Ручной ковроткаческий станок.
Примерно так выглядел Весенний ковёр Хосрова I.
Примерно так выглядел Весенний ковёр Хосрова I.

Несмотря на то, что персидские ковры имеют существенные различия от региона к региону (и это не считая произошедших от них азербайджанских, афганских, туркменских и турецких ковров), у них есть и общие черты, объединяющие все персидские школы ковроделия в единый культурный массив. Прежде всего это обилие стилизованных растительных орнаментов, нёсших особую смысловую нагрузку, среди которых наиболее распространёнными являются пальметы - цветки граната, которые изображены так, что можно было смотреть на цветок одновременно и сбоку, и сверху, а также обязательный медальон в центре, читаемый как центр мироздания. Для посвященного персидский ковёр был своеобразной книгой, бывшей как толкованием Корана, так и изложением древних персидских истин, которые были неугодны ни завоевателям-арабам и тюркам, ни мусульманскому духовенству. Ещё одной отличительной чертой персидских ковров являлось использование при их изготовлении наиболее качественных материалов - шерсти или шёлка, а исфаханские мастера-ковроделы использовали в своём ремесле золотые и серебряные нити. Прекрасное качество, сочные краски и богатая история привели к невиданному росту популярности персидских ковров, по сию пору являющихся одним из основных экспортных продуктов Ирана, производящего в год больше ковров ручной работы, чем все остальные страны вместе взятые.

Мозаичный ковёр "Шейх Сафи" в Ардебиле.
Мозаичный ковёр "Шейх Сафи" в Ардебиле.