Знаете ли вы, что было одним из главных предметов роскоши 17 века? Этот предмет был настолько ценен, что его показывали на балах и приемах как диковинку, его могли брать в аренду за большие деньги на несколько часов, примерно как сейчас звезды берут драгоценности на красную дорожку. А еще его водружали на церкви и соборы вместо креста. Английский король позирует с ним на известном парадном портрете. Трудно поверить, но речь пойдет об ананасе.
Считается, что впервые европейцы попробовали ананас в 1593 году, когда Колумб привез его из Южной Америки в Испанию. Этот фрукт начали выращивать в некоторых колониях, но долгое время его привозили в качестве штучного товара, ведь путь был долгим, и продукты могли портиться. В итоге об ананасе знали единицы, прежде всего при дворе европейских монархов. В 17 веке ананас стал символом невиданной роскоши, особенно в Англии. Джон Эвелин писал в своих мемуарах, что английский король Карл II впервые попробовал этот фрукт на банкете, устроенном для французского посла в 1668 году. Король пришел в восторг. Закономерно, что европейцы начали пытаться выращивать ананасы на родине, но долгое время им это не удавалось. Когда именно и кем задача была решена, точно неизвестно, но первый официально задокументированный урожай получила Агнета Блок в Нидерландах в 1687 году, в то время как Хендрик Данкертс написал данную картину в 1675 году. И Данкертс, и Карл II умерли в 1780 году. С другой стороны некоторые историки утверждают, что теплицы для ананасов стали появляться в Британии еще в 1770-х.
Возможно голландский художник, как это часто бывало, польстил монарху, при дворе которого служил. Но данное полотно примечательно не только ананасом. Живописец хотел отойти от привычного парадного портрета и добавить к его заслугам и такое вот необычное достижение. Примечательно, что это первый портрет, где английский монарх позирует не в парадной одежде или доспехах, а в повседневной одежде, моду на такие фасоны при своем дворе он сам и ввел. Так что картина "Королевский садовник Джон Роуз, преподносящий ананас королю Карлу II" - своего рода выставка неформальных достижений правления короля. В конце 17 века во дворцах британской элиты уже нередко встречались особые теплицы, их называли "pineries" (пинерии). От обычных они отличались тем, что отопление размещали под кадками с растениями. В теплицах поддерживали определенную температуру, для чего постоянно топили. Это иногда приводило к пожарам. Историк Франческа Бьюман в книге "Ананас: король фруктов" подсчитала, что каждый выращенный фрукт стоил до 80 фунтов, что по современным соответствует примерно 15 000 $. На эти деньги можно было купить экипаж с лошадьми. Ананас часто становился украшением стола, и при этом его старались не есть как можно дольше, пока он не начинал портиться. Вельможи могли одалживать или арендовать его на несколько часов.
Такое преклонение перед ананасом привело к тому, что диковинный фрукт стали использовать в декоре, например, украшали им парадные ворота в резиденции. Им даже иногда украшали церкви. Ананасы вместо крестов красуются на колокольнях знаменитого собора Святого Павла в Лондоне. Еще одно примечательное здание - особняк в Данмор-Парке, поместье графов Данмор. "Ананасовый дом" построен в 1761 году.
В 1820-х ананасы стали импортировать более крупными партиями, и они заметно подешевели. К 1850 году в Британскую империю завозили около 200 000 ананасов в год. Они перестали быть предметом роскоши, но стоили все-таки дорого. Дэвид Копперфильд, герой одноименного романа Диккенса, ходил в Ковент-Гарден, чтобы лишь полюбоваться на них издалека. К 19 веке грузы стали доставляться быстрее, появилось холодильное оборудование, поэтому ананасы стали еще доступнее, хотя купить их могли не все.