Карьера Томми Болина в звукозаписи длилась всего семь лет. Но за столь короткий срок он успел на удивление много. Его работы оказали влияние на несколько поколений рок-гитаристов. Томми обладал несомненным талантом и привлекательной внешностью, но на пике возможностей его сгубила смертельная зависимость.
В 1973 году ситуация в Deep Purple начала выходить из-под контроля. Группу покинули басист Роджер Гловер и вокалист Иэн Гиллан. Их заменили Гленн Хьюз и Дэвид Ковердейл. Новый состав выпустил «Burn» и «Stormbringer», но Ричи Блэкмора не удовлетворило направление, в котором двигались Deep Purple. Он покинул группу в июне 1975 года.
Несмотря на уход ключевых участников, свои позиции в составе сохранили клавишник Джон Лорд и барабанщик Иэн Пейс. Теперь Deep Purple искали нового гитариста. Каждый из участников группы составил список претендентов. Дэвид Ковердейл добавил к своему списку имя Томми Болина, чью игру он услышал на пластинке.
Томас Ричард Болин родился 1 августа 1951 года в Су-Сити, штат Айова. За гитару он взялся в 10 лет. Уже в составе денверской группы Zephyr Томми привлёк внимание слушателей в качестве виртуоза с неповторимым стилем игры.
В 1971 году Томми Болин основал экспериментальный состав Energy, работавший в русле джаз-рока с уклоном в авангард.
Репутация гитариста к тому времени была такова, что легендарный джазовый барабанщик Билли Кобэм пригласил его принять участие в записи альбома «Spectrum» (1973), который помог запустить бум фьюжна в середине 1970-х. Не без помощи Томми Болина, который продемонстрировал в студии потрясающую технику.
Следующим карьерным шагом для Томми Болина стал переход в группу The James Gang, из которой ушёл гитарист и вокалист Джо Уолш. Записанные в этот период альбомы «Bang» (1973) и «Miami» (1974), несомненно, украсили дискографию команды. А Томми Болин показал не только мастерское владение инструментом, но и умение писать отличные песни.
Второй альбом привлёк внимание Ричи Блэкмора. В одном из интервью он назвал Болина одним из немногих американских гитаристов, делающих что-то интересное.
В 1975 году Томми Болин принял участие в записи пластинки другого уважаемого фьюжн-барабанщика Альфонса Музона. Стилистически близкий «Спектруму» Билли Кобэма, альбом «Mind Transplant» показал, что Томми Болин сохранил любовь к джаз-року и способность блистать в самом головокружительном ритме.
После участия в сторонних проектах Томми Болин удостоился долгожданного сольного контракта и уже работал на собственным альбомом, когда его пригласили пройти прослушивание в Deep Purple. Британцы как раз тусовались в нескольких кварталах от того места в Лос-Анджелесе, где жил Томми.
Джон Лорд описал момент встречи: «Он вошёл: худой, как грабли, с волосами, окрашенными в зелёный, жёлтый и синий цвета, в перьях. Рядом с ним шла потрясающая гавайская девушка в вязаном платье, под которым ничего не было. Он подключил гитару и...»
...И сразу стало ясно, что он попал в точку! В течение следующих трёх недель Deep Purple играли вместе почти каждый день. На волне вдохновения Томми Болин и Ковердейл написали почти половину песен для следующего альбома — «Come Taste the Band», выпущенного в 1975 году.
Положение Томми Болина была непростым. Он должен был занять место, которое принадлежало Ричи Блэкмору. При этом он никогда не пытался копировать предшественника, играя в собственном стиле. Это озадачило многих поклонников Deep Purple, который ожидали, что новый гитарист продолжит генеральную линию партии. Альбом получил неоднозначные отзывы и не мог сравниться по успешности с предыдущими релизами группы.
Томми Болин был не только талантливым, но и трудолюбивым музыкантом. В том же 1975 году, параллельно с плотной занятостью в Deep Purple, он в Лос-Анджелесе записал и собственный сольный альбом «Teaser». А в начале 1975 года поработал приглашённым студийным гитаристом во время записи дебютного альбома канадской группы Moxy.
Новые друзья не знали, что Томми Болин к тому времени уже плотно сидел на игле. И это быстро стало проблемой. Однажды перед выступлением в Японии Томми Болин заснул под героином, зажав правую руку в неудобном положении. Наутро он попросту не мог двигать пальцами. Пришлось отправить Томми к доктору, но это не слишком помогло.
В итоге концерт 15 декабря 1975 года получился сумбурным. Но хуже было то, что запись «Последнего концерта в Японии» была официально выпущена, хотя сами Deep Purple этому противились.
Ситуация относительно выровнялась во время американской части турне в начале 1976 года. Здесь Томми Болин чувствовал себя более уверенно, вернувшись к знакомой публике. Были предприняты усилия, чтобы держать наркодилеров подальше.
Но после возвращения Deep Purple в Великобританию проблемы внутри группы достигли апогея. Фанаты не смирились с заменой Ричи Блэкмора. Во время концертов зрители не скрывали своего недовольства, попросту освистывая Томми Болина.
Последнее выступление состоялось 15 марта 1976 года. Джону Лорду и Иэну Пейсу вся эта канитель, наконец, надоела, и они решили распустить Deep Purple.
Поскольку Томми Болин не мог полноценно гастролировать в поддержку сольного альбома «Teaser» из-за обязательств перед Deep Purple, пластинка так и не получила того внимания, которого заслуживала. Теперь, когда в его жизни началась новая глава, Болин отправился в студию, чтобы записать следующий альбом «Private Eyes».
Пластинка была записана и выпущена в 1976 году. Томми Болин и его банда отправились в турне, выступая в качестве разогрева перед Джеффом Беком и Питером Фрэмптоном.
Давая интервью после концерта в Майами 3 декабря 1976 года, Томми Болин в ответ на реплику журналиста «Берегите себя» ответил: «Я берегу себя всю жизнь. Не беспокойтесь обо мне. Я буду рядом ещё долго». Он не подозревал, что это были его последний выход на сцену и последнее интервью.
В гостиничном номере началась вечеринка. В какой-то момент Томми потерял сознание и начал синеть. Врачей вызывать не стали, опасаясь огласки. Когда Томми, казалось, пришёл в себя, его уложили в постель. Но утром ему стало намного хуже. Наконец, была вызвана скорая помощь, но было поздно: Томми Болин скончался до её прибытия. Ему было 25 лет.
Шесть дней спустя Томми Болин был похоронен в родном городе Су-Сити. Его девушка надела ему на палец кольцо, которое было на руке Джими Хендрикса в день его смерти.
Оглядываясь назад, Гленн Хьюз предполагает, что если бы Томми остался жив, он мог бы создать выдающиеся вещи: «Не знаю, играл бы он вообще на электрогитаре. Он определённо пошёл бы дальше, чем большинство. Томми ярко сиял и намного опередил свое время. Он был моим братом, и я очень по нему скучаю».
Работы Томми Болина поражают зрелостью подхода и уникальным пониманием музыки, которого достигли немногие рок-гитаристы, особенно в столь молодом возрасте. Если ошибки Томми послужат для слушателей уроком, его наследие будет ценным вдвойне.
Спасибо, что дочитали и дослушали!